7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе Тяжкое бремя выбора (11 класс)

Конспект урока по литературе Тяжкое бремя выбора (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала











Литература



УРОК-ОБОБЩЕНИЕ

11 КЛАСС

ТЯЖКОЕ БРЕМЯ ВЫБОРА



















Конспект урока по литературе Тяжкое бремя выбора (11 класс)



Составила учитель

русского языка и литературы

Четверык Васса Анатольевна









Садится он на богатырского коня и едет, долго ли,

коротко ли, - скоро сказка сказывается, да не скоро

дело делается. Наконец доехал он до росстани, а от

росстани три дороги идут, и стоит там каменный

столб, а на том столбе написано:

«Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и

холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и

жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону,

сам убит будет, а конь жив».

Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал,

по которой дороге решиться ехать,

наконец поехал в правую сторону,

чтобы самому живым остаться.

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке1







Ход урока

1.Чтение эпиграфа

2. Формулировка темы урока

Сформулируйте тему урока.

Ключевой вопрос: «Давайте вместе вы­ясним, что объединяет ряд произведений, заданных для повторения на дом?» Какова тема нашего урока?

Постановка проблемы

- Почему бремя выбора - тяжкое? Попробуем на этом вопрос ответить в течение нашего урока

3. Вступительное слово учителя

</ Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из соз­давшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому; выбор между желанием пойти по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днем, ра­ботать над собой. Этот выбор приходится делать каждому из нас. Разумеется, ситуация выбора является едва ли не самой распространенной и в литературных произведениях писателей разных стран и эпох. Что же касается героя сказки, фрагмент которой вынесен в эпиграф урока, Ивана-царевича, то, возможно, сделан­ный им в решающий момент выбор: пойти направо (самому быть живым-здоровым, а коню мертвым быть) определяет всю после­дующую модель его поведения. Ведь пойти прямо - значило со­хранить и коня, и себя; правда, это предполагало, что герой ска­зки будет «голоден и холоден». Сколько бедный волк намаялся с Иваном: коня-то он, конечно (согласно уговору), съел, да потом сам же Ивана на себе и возил: пожалел белоручку царского сы­на. И предупреждал ведь он Ивана, чтобы тот Жар-птицу взял, а клетку не трогал; коня златогривого у царя Долмата выкрал, а уз­дечку не брал. Не слушал его царевич, и все тут! Не будь серо­го волка и его «верной службы», не быть бы Ивану в конце побе­дителем. Да и братья его, Дмитрий- и Василий-царевичи (они, видать, тоже выбирали себе пути-дороги попроще и полегче, от­того и с пустыми руками восвояси возвращались) с Иваном обошлись не по-братски. Не будь опять того же серого волка, ле­жать бы третьему царскому сыну на «сырой земле» не тридцать дней, а куда дольше. Вот к чему в конце концов приводит жела­ние поехать «направо».



И в вашей жизни рано или поздно придется решать, как поступить в той или иной непростой ситуации; неспроста русские, зару­бежные писатели и безымянные авторы произведений устного народного творчества ставят своих героев перед выбором: по какой «дорожке» идти, какую цель ставить перед собой, зачем жить?

Впрочем, и во многих произведениях русского народного творчества герои былин, сказок, исторических песен останавли­ваются в задумчивости перед жизненным перекрестком, перед «росстанью», и решают вопрос: куда идти - направо, прямо или налево? Какой дорогой ехать - прямой или окольной? Решитель­но бороться или пойти на компромисс?.. И вообще сюжет, свя­занный с дорогой и выбором пути, является одним из самых распространенных в устном народном творчестве.

Так, Илья Муромец, герой былины «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник», предпочитает ехать «прямоезжего дорожкою» «во Киев-град», несмотря на то, что

«Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

Замуравела дорож­ка ровно тридцать лет»

«Замуравела» дорожка, потому что ехать по ней смертельно опасно. Но ехать надо. И нужно спешить. Лю­ди нуждаются в помощи богатыря. Некогда делать «крюк», пыта­ясь спасти себя, поскольку «Прямоезжеей дорожкой ехать пять­сот всех верст, А окольной дорожкой-то всех тысяча»

Логика эпоса очевидна: попытка проехать в Киев окольным путем для Ильи Муромца неизбежно должна была закончиться поражением. Единственный путь, в конце которого - победа над Соловьем-разбойником, - путь прямой.



- Давайте с вами вспомним литературные произведения, в которых перед героями стояла проблема выбора.

- В каком эпизоде «Песни о вещем Олеге» наиболее отчетливо звучит тема выбора?»

- Вспомним, при каких обстоятельствах Олег, прозванный в народе «вещим», расстался со своим любимым конем, вспомним эпизод, в котором навстречу князю «из темного леса» выходит «кудесник», волхв, то есть чародей, колдун, тот, кому ведомо будущее. тот, кто знает о прошлом, настоящем и будущем куда больше всех остальных и потому, возможно, гово­рящий «колдовскими непонятными словами», поскольку иное знание многим людям вместить не по силам. Неподготовленный должен быть от него защищен.

Возникает вполне законный вопрос: зачем же вещему Олегу, волхву, интересоваться тем,

«Что сбудется в жизни со мною

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?»

Уж кто-кто, а он, не раз доказывавший, что по праву носит вместе с именем Олег прибавление «вещий», - он-то уж должен знать, что с ним и когда случится! Этот парадокс, одна­ко, разрешается весьма просто: для кудесника, чародея, прори­цателя, пророка, волхва нет серьезных проблем в том, чтобы предсказать чужое будущее, чужую смерть. А его собственная судьба, его собственная кончина, как об этом утверждают специалисты в области предсказаний, магии и пророчества, - ему по понятным причинам известна быть не может, поскольку это знание не под силу ни одному смертному, даже волхву и про­рицателю.

Так что вопрос, заданный Олегом-правителем «вдохновенно­му кудеснику» вполне правомерен, как вполне естественно и то, что в тот момент он безусловно доверяет волхву, сразу же сле­зает с любимого коня и садится на другого.

Любопытной кажется такая связка: в награду за возможность «обмануть» свою собственную смерть Олег предлагает кудесни­ку в награду любого коня. Весьма вероятно, и история об этом свидетельствует, для язычника Олега, правившего на Руси с 879 по 912 год от Рождества Христова, любимый конь был едва ли не самой большой ценностью. Вряд ли поэтому кудесник мог предсказать ему иную смерть: уж если он даже любимого коня готов отдать за свою жизнь - от него же смерть и примет.

Абсолютно точно повторяется все та же сказочная ситуация: дорога, весть о возможной смерти, выбор пути. Олег, подобно Ивану-царевичу, решил поехать направо: коня_ потерять, самого себя сохранить. Путь его был несколько более извилистым: сначала направо (коня потерять), а затем и налево (себя потерять). И вообще похоже на то, что надпись на столбе не стоит понимать слишком буквально, ведь, жертвуя конем, погибаешь и сам.

Кто знает: будь сам вещий Олег не волхвом, возможно, он не стал бы играть с огнем и выспрашивать, где его любимый конь, не стал бы гневаться и называть кудесника «лживым, безумным стариком». Гнев - плохой советчик. Замысловатый ответ «вдох­новенного кудесника», заставивший Олега в свое время сперва «усмехнуться», а затем глубоко задуматься, - был не до конца понят и разгадан тем, кто сам обладал чудесным пророческим даром, «Ревность» одного волхва к дару другого сыграла свою зловещую роль.

А ведь в знаменитом пророчестве кудесника явственно зву­чало то, что ни на суше, ни на море - в бою и в непогоду - Оле­гу ничто не угрожает: «незримый хранитель могущему дан». Смерть подстерегает его при вполне мирных обстоятельствах.



Вопрос: «В каком эпизоде "Песни про купца Калашникова" наиболее отчетливо звучит тема выбора?»

Наиболее явственно тема судьбы, выбора звучит в тот момент, когда Иван Грозный задает Степану Парамоновичу Калашникову роковой вопрос:

Вольной волею или нехотя

Ты убил насмерть мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?

Как совершенно верно замети­ла об образе Ивана IV Н.М.Азарова, «Грозный, можно сказать, олицетворяет судьбу, рок». Да и в статье В.Г.Белинского «Стихотворения М.Лермон­това» читаем: «И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом пред­ставлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный»

Вопрос: «Как вы думаете, помиловал бы Иван Грозный Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно?»

Хорошо тебе, детинушка,

Удалой боец, сын купеческий,

Что ответ держал ты по совести.

Снова вспомним формулу: «Направо пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - будешь голоден и холоден, налево пойдешь - себя потеряешь». Какой дорогой от уже из­вестного нам столба, от «росстани», предпочел пойти Калашни­ков? (купец Калашников, будучи человеком благородным, любя свою семью и родных братьев, решил «себя потерять», но «спасти коня» - спасти до­рогих ему людей.)

Вот и царь, ценя благородство Калашникова, обещает ему:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

«Конечно, жаль Калашникова. Но Иван Грозный что сказал - то и сделает. Ценой своей жизни купец защитил честь своей се­мьи, отомстил своему обидчику и по сути спас свою жену, детей и братьев. Поступи он иначе - попробуй он схитрить, - считают ребята, - возможно, жестокий царь (недаром же его кличут Грозный) мог бы расправиться не только с купцом, но и со всей семьей».



Изучая «Капитанскую дочку», мы не раз вспоминали эпиграф повести - «Береги честь смолоду»

Как в реша­ющие моменты жизни вел себя Петруша Гринева?

(Гринев будет готов принять геройскую смерь на виселице, но Пугачёву не присягнет)



- Перед каким выбором встанет героиня романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, когда в 8 главе Евгений Онегин будет брошен всесильным чувством ей к ее ногам?

«Но я другому отдана;

Я буду век ему верна»

Ответит эта любимая героиня Пушкина тому кого будет любить всю жизнь, но с кем судьбу свою не свяжет.

Об этом ответе Татьяны , о ее нелегком, но единственно возможном для нее выборе гениально сказал в речи «Пушкин», произнесенной 8 июня 1880 года, незадолго до смерти, Ф.М. Достоевский: «Высказала она это именно как русская женщина. Она высказывает правду поэмы А разве может человек основать свое счастье_ на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а ив высшей гармонии духа. Чем успокоить дух. Если назади стоит нечестный безжалостный, бесчеловечный поступок? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?»



Какие эпизоды двух произведений Н.В.Гоголя: «Тарас Бульба» и «Портрет» для главных героев вы считаете главными, поворотными, решающими, и как этот выбор сказывается на всей их дальнейшей жизни?

(по­сещение Андрием польского города и его потрясение от увиден­ного. Именно это заставило впечатлительного Андрия предать своего брата и отца и пойти воевать на стороне поляков за свою возлюбленную). Возникает снова образ дороги, показывающий на нравственный выбор казака и причины этого выбора. Мрачный подземный переход - это путь к предательству.

- Что погубило когда-то подававшего надежды живописца в повести Гоголя«Портрет»?

(в тот момент, когда художник Чартков обнаружил в старинной картине «1000 червонных» и думал, что делать с этими деньгами, - и решалась его судьба. Если бы Чартков поступил так, как и хотел сначала, то есть упо­требил эти деньги на то, чтобы посвятить ближайшие три года совершенствованию своего мастерства (ведь деньги на самое необходимое у него теперь были), - из него мог бы выйти заме­чательный художник. А он вместо этого пошел по пути наимень­шего сопротивления и в конце концов погубил свой талант, раз­менял его на бездарные парадные портреты-поделки в угоду публике.)





В поэме Гоголя «Мертвые души» опять возникает мотив дороги. Образ дороги - важнейший образ мертвых душ. Это и «прямой путь» и «заносящие далеко в сторону дороги». В сюжете поэмы это и жизненный путь Чичикова и дорога, пролегающая по необозримым русским просторам.

- Каков жизненный выбор Павла Ивановича Чичикова, которому, как и Молчалину, отец оставил завещание?

Правда, завещание Чичикова несколько отличается от того, что посоветовал делать в жизни тверской мещанин Степан Молчалин своему сыну Алексею. Советы «беречь копейку» и, «во-первых, угождать всем людям без изъятья» при всем их разли­чии были даны тем, кто собирался строить «здание» собственного жизненного благополучия, собственного «счастья» на пороках, слабостях, несчастии других людей.

«Может ли человек основывать свое счастье на несчастье другого?» - это вопрос для большинства духовно развитых и мыслящих героев русских писателей-классиков XIX века.

предложите свои варианты-нравоучения по поводу интересующего нас произведения.



Проблема выбора, без которой невозможно представить себе ни одного сколько-нибудь талантливого литературного произведения, является одной из центральной во всем литературном процессе 20 века.



И если говорить о судьбах поэтов Серебряного века и об их творчестве, о том, в какой ме­ре художник, поэт ответствен за то, что когда-то написал о том, что он отвечает за каждое сказанное слово собственной кровью, собственной жизнью, нельзя не вспомнить стихотворение Н.С.Гумилева «Выбор»

















Конспект урока по литературе Тяжкое бремя выбора (11 класс)



Мы помянем добрым словом поэта Николая Гумилева, который предпочел быть расстрелянным в 1921 году за то, что не пожелал доносить на своих товарищей, участвовавших в Крон­штадтском мятеже. Он действительно воспользовался «несравненным правом» - «самому выбирать свою смерть», смерть воина и героя, смерть русского офицера, глубоко порядочного человека, смерть поэта.



В каком эпизоде рассказа Горького «Старуха Изергиль» наиболее отчетливо звучит тема выбора?

Как легко превратиться в годину испытаний из «сильного племени» в «толпу», в «зверей». Лучший из всех в какой-то момент подвергается искушению и покаянию.



Как выбор между желанием пойти по пути наименьшего сопротивления, проявление нерешительности повлиял на судьбу героев рассказа «Олеся»?

Иван Тимофеевич знал, что случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее. Мы посочувствуем главному герою повести, который своими руками разрушил свое счастье. Нерешительность дорого ему стоила. И так же, как и в других произведениях, герой, сделав свой выбор, не смог уже ничего изменить, Раз уж пошел «нале­во», «прямо» или «направо», - назад не вернешься.



Какие эпизоды романа Фадеева «Разгром» для главных героев вы считаете решающими?.

Самая жестокая проверка человека - ситуация выбора между жизнью и смертью. В последней главе Фадеев ставит двух своих героев в такую ситуацию. Морозко спасает отряд, преданный Мечиком, ценой собственной жизни



Поговорим о жизненном выборе Маргариты и Мастера, героев бессмерт­ного романа, самого великого романа XX века.

Мастер слова XX столетия, Михаил Афанасьевич Булга­ков поведет своего героя, выигравшего «бешеные деньги» в лотерею, не в роскошные салоны и шикарные рестораны, а в подвал, совершать главное дело своей жизни - писать роман о Понтии Пилате, Воланде и Иешуа Га-Ноцри. В «Мастере и Маргарите» ситуация повести «Портрет» дейст­вительно повторяется - только с точностью до наоборот. Можно сказать, что печальный опыт одного персонажа помог другому избежать роковой ошибки.

Готова отказаться от собственного счастья Маргарита только потому, что имела неосторожность подать надежду другому человеку.

Тяжелы последствия проявленной в нужный момент нерешительности.



Музыка

Тяжкое бремя выбора... Тяжкое в любые времена. В художественных произведениях это, как правило, один из кульминационных моментов в духовном развитии героев. От того, как тот или иной персонаж поступит в экстремальной или просто сложной ситуации, зависит его оценка читателем. От того, как каждый из нас, учителей или учеников, поведет се­бя в «минуту жизни трудную», - от этого зависит вся наша буду­щая жизнь.

Вся предшествующая жизнь, по сути, является подготовкой к единственно возможному решению или поступку, значение кото­рого невозможно переоценить. Одной из важнейших нравствен­ных задач является подготовка к осознанному, ответственно­му выбору: выбору профессии, спутника жизни, страны прожива­ния; выбору модели поведения в ситуации, которая требует от­вета на вопрос: кто мы, каковы наши нравственные ориентиры?

Подводя вас, выросших и возмужавших на на­ших глазах, к «росстани», не сказочной, а вполне жизненной, ре­альной, не к перекрестку трех дорог, а к перепутью, от которого ведут тысячи и тысячи всевозможных путей, постараемся по мере сил помочь вам найти среди этих бесчисленных дорожек и тропинок свою, единственную, собственную и непов­торимую, прямую, а не окольную, ту, которая выведет вас в жизнь и не заставит пожалеть о когда-то сделанном выборе.

Чтобы вы хотели пожелать друг другу в выборе верного пути?



Итог урока.

Рефлексия Напишите о том , что вы узнали, чему научились на сегодняшнем уроке









































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал