7


  • Учителю
  • Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС

Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чердаклинская средняя школа №1

имени доктора Леонида Михайловича РошаляРассмотрена

На заседании методического

объединения

Протокол №__

от «26»августа 2015 г.

Руководитель методического

объединения________/Т.А. Шульпина

ФИО

Согласована

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе

_____/Н.В. Титаренко/

ФИО

«27» августа 2015 г.

Утверждена

Приказом от «31» августа 2015 г.

№_____

Директор

_______ /О.А. Созонова/

ФИО

Рабочая программа



Наименование курса: Музыка

Класс: 7

Уровень общего образования: основная школа

Учитель музыки: Соколова Наталья Григорьевна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю-1 час

Планирование составлено на основе программы Музыка:5-7 классы. Составители: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.: Просвещение, 2011г.



Учебник: Музыка.7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.: Просвещение, 2013г.





Рабочую программу составила:____________ /СоколоваН.Г./

Подпись расшифровка подписи



ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Пояснительная записка: с.3

  1. Нормативные документы; с.3

  1. Цели с учетом специфики предмета; с.3

  1. Цели, задачи, планируемые результаты; с.3

  1. Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы; с.7

  1. Используемые технологии; с.7

  1. Формы и методы контроля; с.8

  1. Общая характеристика предмета, образовательная область с.9

  2. Место учебного предмета в учебном плане с.10

  3. Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предмете с.10

  4. Результаты освоения учебного предмета с.11

  5. Содержание учебного предмета с.12

  6. Тематическое планирование с.13

  7. Календарно-тематическое планирование с.16

  8. Лист коррекции с.30

  9. Список литературы с.31



























1.Пояснительная записка



1.1.Нормативные документы

Рабочая программа по музыке в 7 классе составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская,

в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель по 1 часу-35 часов за год.







1.2. Цели с учетом специфики предмета :развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.



1.3.Цели, задачи, планируемые результаты:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.









Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.



Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.



Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.



Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.



Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.



Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.



Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.



















1.4.Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы



Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Содержательный стержень программы-«Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника ;

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

1.5.Используемые технологии



Педагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество, сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно - творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.

Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства; общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства; общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

1.6. Формы и методы контроля.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.

Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.

Методы:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения . Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве .



Критерии оценивания. 1.Знание музыкальной терминологии, умение её применять. «5»-твердое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике. «4»-неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3»-слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. «2»-незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. 2. Теоретические знания могут быть проверены в форме тестирования. «5»-получают учащиеся, правильно выполнившие 100-90 % работы; «4»-ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3»-соответствуетработа, содержащая 50-70 % правильных ответов; «2»-верно выполнено менее 50% работы; 3. Слушание музыкальных произведений. «5»-соблюдает правила слушания музыки, свободно владеет приемами анализа музыкальных произведений. «4»-знает правила слушания музыки, при анализе музыкальных произведений владеет не всеми приемами. «3»-невнимательно слушает музыку, испытывает трудности при анализе музыкальных произведений. «2»-не умеет слушать музыку, не владеет приемами анализа музыкальных произведений. 4. Пение музыкальных произведений. «5»-соблюдает правила пения; пение вокальных произведений соответствует (1), (2), (3) уровням сложности. «4»-знает правила пения, иногда допускает ошибки (1), (2), (3) уровня сложности. «3»-невсегда соблюдает правила пения, часто допускает ошибки (1), (2), (3) уровня сложности.«2»-не соблюдает правила, пение не соответствует (1), (2), (3) уровню сложности 5. Творческая деятельность. 5.1.Виды: Составление кроссвордов Письменные отзывы о музыкальном произведении Музыкальные викторины Сочинения о музыке Презентации Рисунки 5.2.Критерии оценки (т.к. при организации творческой деятельности применяется дифференцированный подход-задания учитывают способности и интересы учащихся, то оценки «2» за этот вид деятельности и полученный результат не выставляются) «5»-владеет УУД, знает задачи творческой деятельности и готов творить. «4»-владеет УУД, готов творить, но не всегда осмысленно решает задачи творческой деятельности. «3»-проблемы в УУД,готов творить, но испытывает трудности в решении задач творческой деятельности



2. Общая характеристика предмета, образовательная область

Предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

Необходимо обратить особое внимание на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.

Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.



3.Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объёме не менее 105 часов(по 35 часов в каждом классе).





4.Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предмете



Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изо, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально- творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.





5.Результаты освоения учебного предмета



В результате изучения музыки в 7 классе ученик должен



Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.













6.Содержание учебного предмета

Тема I полугодия:«Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора :Россия-Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Тема 2 полугодия:»Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18часов)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.









7.Тематическое планирование (35 часов)Содержание курса

Модуль учебника

Характеристика видов деятельности обучающихся

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в си-туации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

  • Анализировать художественно- образное содержание

музыкальный язык произведений мирового музыкального ис-кусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.



Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.

  • Защищать творческие исследовательские проекты

























8. Календарно- тематическое- планирование







п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Организационные формы обучения

Система контроля

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

I

2

3



3.1

3.2

4

5

6

7

8

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и со­временность Вводный



Знать понятия: класси­ка, классическая музы­ка,классика жанра,стиль, интерпретация, обработка, разновидно­сти стиля.

Уметь приводить при­меры

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

-Иметь аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений отечественной и зарубежной музыкальной культуры

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Вводный

c. 6-7





2

В музыкальном театре. Опера Расширение и углубление знаний



Знать понятия: опера, виды опер, этапы сцени­ческого действия, либ­ретто, составляющие оперы (ария, песня, ка­ватина, речитатив, ду­эт, трио, ансамбль, дей­ствие, картина, сцена). Уметь:

  • приводить примеры оперных жанров;

  • называть имена из­вестных певцов, дири­жеров, режиссеров;

определять роль ор­кестра в опере

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

  • Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий



c.8-10













3

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин»



Расширение и углубление знаний

Знать:

  • драматургию развития оперы;

  • то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо исторических событий. Уметь:

проводить интонаци- онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

  • Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Коррекции

С.13























4-5

Опера А. П. Бо­родина «Князь Игорь»



Сообщение и усвоение новых знаний

Уметь называть пол­ные имена композито­ров:

А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию



Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

Коррекции





С.18-20





6

В музыкальном театре. Балет



Расширение и углубление знаний

Знать:

  • понятия: балет, типы балетного танца;

составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. Уметь:

  • определять роль ба­летмейстера и дирижера в балетном спектакле;

приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмей­стеров



Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

  • Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

c. 26-28







7-8

Балет Б. И. Тищенко «Яро­славна»



Сообщение и усвоение новых знаний

Знать драматургию развития балета. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

называть полное имя композитора - Б. И. Ти­щенко



Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

  • Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

Коррекции



с.30-31





9

Героическая тема в русской

музыке



Повторение и обобщение полученных знаний

Уметь:

  • приводить примеры музыкальных произве­дений, в которых отра­жена героическая тема;

  • рассуждать на постав­ленные проблемные во­просы; проводить сравнитель­ный анализ музыкаль­ных и художественных произведений;

называть полные име­на композиторов, в твор­честве которых отрази­лась тема.

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

  • Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Индивидуальная.

Проверочный

С.37 №3







10

11

В музыкальном театре. «Мой народ - амери­канцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»



Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:

  • жизнь и творчество Дж. Гершвина;

  • драматургию развития оперы;

  • то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить ин­тонационно-образный

и сравнительный анализ музыки

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию



Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

Коррекции

С.47





12- 13

Опера Ж. Бизе «Кармен»



Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:

  • драматургию развития оперы;

то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо жизненных событий Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

называть полное имя композитора - Ж. Бизе

.Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

  • Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

. Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

Коррекции

с. 48-49

с.51







14

Балет Р. К. Щед­рина «Кармен- сюита»



Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:

  • драматургию развития балета;

  • понятие транскрипция. Уметь:

  • проводить интонаци- онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балери­ны - М. М. Плисецкая;

выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

  • Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

С.61





15

Сюжеты и обра­зы духовной музыки



Расширение и углубление знаний

Знать понятия: месса,

всенощная.

Уметь:

- называть полные имена композиторов И. С. Бах, С. В. Рахма­нинов;

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности.

- Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Проверочный

с.64-66









16

Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Хрис­тос - супер­звезда»



Расширение и углубление знаний

Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

  • выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности;

называть полное имя композитора - Э. Л. Уэббер

Оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

  • Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

С. 73





17

Музыка к дра­матическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»



Расширение и углубление знаний



Знать понятие сюита. Уметь:

- проводить интонаци- онно-образный и срав нительный анализ му­зыки;

- называть полное имя композитора - Д. Б. Ка­балевский

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.



- Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

- Текущий

с.74











18

«Гоголь-сюи­та» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ре­визская сказка»



Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятия: сюита,

полистилистика.

Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов, музыкальные жанры;

  • выявлять способы и приемы развития му­зыкальных образов;

называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

  • Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий



с.78-79





Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

Музыкальная драматургия - развитие музыки



Расширение и углубление знаний. Со­общение но­вых знаний

Знать основные прин­ципы развития музыки: по­втор, варьирование, разработка, секвенция, имитация - Уметь приводить при­меры

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Коррекции



с.84-85









20

Два направле­ния музыкаль­ной культуры: светская и ду­ховная музыка



Расширение и углубление знаний

Знать:

  • понятия:духовная

и светская музыка; во­кальная, инструмен­тальная, камерная му­зыка;

  • что лежит в основе музыки православной

и католической церквей. Уметь приводить му­зыкальные примеры

Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

с.91





21

Камерная инст­рументальная, музыка: этюд





Расширение и углубление знаний

Знать понятие этюд. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

называть имена ком­позиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист

- Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .

  • Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Коррекции

с.93









22

Транскрипция





Расширение и углубление знаний

Знать понятие транс­крипция. Уметь:

  • выявлять средства музыкальной вырази­тельности и определять форму музыкальных произведений;

  • называть полные имена композиторов: Ф.Лист, М.А.

Балакирев, Ф. Бузони

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .

  • Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Фронтальная;

индивидуальная

Текущий



с.94-95





23

Циклические формы инстру­ментальной му­зыки



Расширение и углубление знаний

Знать понятия: цикли­ческая форма музыки, полистилистика. Уметь:

  • приводить музыкаль­ные примеры;

определять тембры музыкальных инстру­ментов

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

  • Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий



с.98-99





24

25

Соната





Расширение и углубление знаний

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

  • - проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; определять приемы музыкального развития;

  • называть полные име­на композиторов: Л. ван Бетховен,

  • С. С. Про­кофьев,

В. А. Моцарт

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления

Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

- Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Коррекции

с.102









26

30

Симфоническая музыка





Расширение и углубление знаний

Знать:

  • понятие симфония;

  • особенности строения симфонии.

Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

  • определять приемы музыкального развития и жанры;

  • называть полные име­на композиторов-симфонистов;

выявлять связи в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями



Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления



Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов





  • Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

Коррекции

с. 110





31

Симфоническая картина «Празд­нества» К. Де­бюсси

Знать понятия: импрес­сионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности

Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

Фронтальная;

групповая;

индивидуальная

Текущий

с. 136









Сообщение и усвоение новых знаний

Уметь:

  • анализировать состав­ляющие средств выра­зительности;

  • определять форму пьесы;

  • проводить интонаци- онно-образный анализ музыки;

  • выявлять связи в сред­ствах выразительности музыки и живописи;

называть полное имя композитора - К. Де­бюсси

.









32

Инструменталь­ный концерт



Расширение и углубление знаний

































Знать:

  • понятие инструмен­тальный концерт;

  • строение инструмен­тального концерта. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный анализ;

  • определять принципы музыкального развития;

называть полное имя композитора - А. И. Ха­чатурян

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления



Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов





  • Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

Фронтальная;

групповая;



Текущий

с.139





3Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОСМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС3

ДМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОСж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Расширение и углубление знаний

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отли­чительные черты. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

выявлять жанровую принадлежность

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОСМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

Фронтальная;

групповая;

индивидуальнаяМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОСМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС



сМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС.142

Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОСМузыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС

Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС



34-35

Пусть музыка звучит!



Расширение и углубление знаний. По- вторительно- обобщающий урок

Знать понятия: фольк­лор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

приводить примеры известных солистов, ан­самблей, хоров народ­ной музыки и названий известных хитов

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов



  • Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

Фронтальная;

групповая;











































































9.Лист корректировки календарно-тематического планирования









п\п

Дата

Тема урока

Количество

часов

Причина корректировки





































































































































































































Список литературы



Учебники и пособия:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса- М.: Просвещение, 2014.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7- М.: Просвещение, 2014.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2013.

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.

  • Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2013.







. Дополнительная литература для учащихся:



  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.



Дополнительная литература для учителя:



1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. -М.: Дет. лит., 1981.

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал