7


Поэт в памяти народной

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Оглавление



Введение ____________________________________2 стр

Константин Васильевич Иванов - чувашский поэт,

классик чувашской литературы______________3-5 стр

Поэт в памяти народной______________________6-9 стр

Заключение_________________________________10 стр

Литература_________________________________ 11 стр

Приложение__________________________________

Книги о поэте

Памятные места

В селе Слакбаш отпраздновали день рождения автора поэмы «Нарспи»

Экскурсия на родину поэта

История села Слакбаш

Введение

Память… Для кого-то это мимолётные воспоминания хорошего или плохого; кто-то вовсе не желает ворошить прошлое, узнать свои корни, выдающихся людей родного края. А зачем? Важно жить здесь и сейчас.

У меня своё восприятие памяти. Мне она нужна, чтобы не только помнить свои корни, предков, но и «увидеть» своими глазами их жизнь, их мир. Понять, в чём заключается смысл их повседневности.

Мне кажется, что каждый народ стремится сохранить ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении его истории. Это и материальные блага, это и природа, и , конечно же, не переходящие ценности народа как его язык, мудрость, обычаи, праздники, искусство…

Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Также чувашская пословица гласит: «Аçун мăйрине ан тÿнтер», - «Не разваливай печь своего отца», что значит - не забывай своих корней. Ведь человек, как и дерево, погибает без своих корней.

Воспитание духовности, достойного исторического самосознания чувашского народа стали в последние годы одним из основных направлений политики Главы Чувашской Республики. Широко отмеченные общественностью 90-летие Чувашской Республики позволили естественным образом возродить интерес населения к историческим корням нации, к деяниям ее наиболее ярких представителей. Сегодняшние Указы, изданные Главой, призваны возродить и сохранить в памяти народной научные и духовные, трудовые и боевые достижения наших славных земляков, живших в прошлые века и живущих с нами сегодня.

Актуальность темы: воспитание подрастающего поколения в духе уважения культурного наследия великих людей Чувашии и для их духовного возрождения.

Цель работы: увековечения памяти выдающихся людей Чувашской Республики, возрождения духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Задачи:

  • Изучение богатого наследия выдающихся людей чувашского края

  • Воспитание личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельности любви к родному краю

  • Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности путем развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • Повысить интерес к изучению истории

  • Формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты

  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Методы:

  • Анализ и синтез теоретического материала

  • Использование теоретического материала из литературы по жизни и деятельности К. Иванова

  • Интервью с жителями Орининского сельского поселения, жителями Слакбаш, артистом Чувашского академического театра Андреевым Аркадием Алексеевичем

  • Материалы, накопленные в ходе экспедиции по памятным местам


Константин Васильевич Иванов - чувашский поэт, классик чувашской литературы.

Кто из нас не слышал о поэме «Нарспи» и трагической судьбе ее героев - Нарспи и Сетнера? Ее создатель - К.Иванов - обессмертил свое имя, написав историю любви, которая и по прошествии почти столетия продолжает волновать умы людей. Предки Константина Васильевича Иванова были выходцами из Чебоксарского уезда, крестьянами приволжского края, сбежавшими от царского притеснения в приуральские степи. Родился К.В. Иванов 15 (27) мая 1890 года в селе Слакбаш (по-чувашски - Слакпуc) Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан). Отец его Вазинькка, сын писаря Мигулая Семеновича, был волевым, любознательным и грамотным человеком. Он свободно говорил на русском, башкирском и татарском языках, выписывал газеты и журналы, изучал основы земледелия и удивлял односельчан своими прогнозами на урожай. Вазинькка постарался дать образование всем своим детям. Дошкольные годы Кэстюк большей частью провел у бабушки в соседней деревне Кайраклы, а восьмилетним мальчиком был отдан в сельскую начальную школу. Через три года тетка - младшая сестра отца Евгения Николаевна (учительствовала в селе Кегень-Васильевке нынешнего Миякинского района) - перевела его в свою школу. А по окончании начального обучения определила в Белебеевское городское училище, чтобы заполнить время в ожидании приема в Симбирскую чувашскую школу. В 1903 году старательный и способный Кэстюк легко прошел испытания в подготовительный класс Симбирской чувашской школы и усердно готовился стать ее учеником. За эти два года мальчик полюбил столярное дело, подолгу не выходил из школьной мастерской, занимаясь резьбой по дереву, а также живописью. Эту любовь к творчеству Иванов пронес через всю свою недолгую жизнь. Известно, что он собственными руками смастерил из дерева пишущую машинку, сам же делал столы и шкафы, другую нехитрую мебель, а также писал портреты и оформлял декорации к спектаклям. Зарождение чувашского фотоискусства также связано с именем Константина Иванова. Вся его жизнь в дальнейшем тесно переплеталась с деятельностью чувашской учительской школы И.Я. Яковлева - единственным в имперской России учебным заведением с программой учительской семинарии для чувашей, в которой он был вначале учеником, а затем и преподавателем. Революционные события 1905-1907 годов до глубины души волновали молодых людей, ровесников Иванова. Из стен чувашской учительской школы вышли на путь социальной борьбы такие видные революционеры, как Тимофей Таэр, Даниил Эльмень, Дмитрий Юман, Гавриил Алюнов, Тимофей Кривов. Константин Иванов тоже выступил с призывом:

Вставай, подымайся, чувашский народ!

Встань на войну, люд голодный!

Пусть народ ненависть покажет свою -

Вперед, вперед, вперед! -

писал он в духе французских и русских песен свою «Крестьянскую Марсельезу», свой революционный марш. Творчество поэта питалось идеями освободительного движения. Все произведения Константина Иванова были созданы в течение полутора-двух лет - в 1906-1908 годах. Тогда ему было всего 17-18 лет. «Этот невероятный взлет поражает наше воображение, ибо в трех тысячах стихотворных строк встает целая энциклопедия чувашской жизни», - писал в свое время поэт Педер Хузангай. За участие в политических митингах и выражение протеста против устоев царизма класс, в котором учился Иванов, был в 1907 году распущен распоряжением попечителя учебного округа. Все 37 учащихся получили «волчий билет» без права продолжения учебы в каком-либо заведении. Попытки К. Иванова поступить в другие учительские семинарии не принесли успеха. Поэт вернулся в родную деревню и занялся крестьянским трудом, а также сбором фольклора башкирских чувашей. Когда утих шум, поднятый вокруг «бунтовщиков» чувашской школы, И.Я.Яковлев вызвал к себе наиболее талантливых учеников и предложил работу по переводу книг на чувашский язык. К.В. Иванов с увлечением редактировал чувашские учебники, переводил рассказы и сказки, много рисовал. По-новому зазвучали в его переводах стихи и поэмы М.Лермонтова, Н.Огарева, А.Кольцова, Н.Некрасова, А.Майкова, рассказы К.Ушинского, Л.Толстого. За короткий срок он написал стихотворения «Думы старого леса», «Осень», «Голодные», стихотворные сказки и баллады «Две дочери», «Железная мялка», «Вдова», завершил поэму «Нарспи», набросал трагедию «Раб дьявола». К 40-летию Симбирской чувашской школы К. Иванов написал посвящение «Наше время». Это стихотворение, полное раздумий о судьбе народа и его истории. При прямом участии И.Я. Яковлева в 1908 году вышла в свет книга «Сказки и предания чуваш», куда вошли оригинальные произведения К. Иванова, а также его поэма «Нарспи», вызвавшая всеобщий восторг и ставшая лебединой песней поэта. После «Нарспи» он прожил всего семь лет. Может, и в это время он писал не менее гениальные песни, но они не стали достоянием народа. По воспоминаниям сестры поэта, наследие автора «Нарспи» разнеслось по миру ветром разрухи в годы гражданской войны. Весной 1909 года девятнадцатилетний поэт экстерном сдал экзамены на звание народного учителя и уехал из Симбирска. Лето и осень он проводит вместе с бывшим учителем Икковской школы Чебоксарского уезда Н.Ф. Беляевым на землемерных работах в Сызранском уезде. Беляев, которого тоже лишили работы за революционную деятельность, ничем не мог помочь своему другу. Ожидания новой поры учительства для обоих были напрасными. Ярые нападки на Симбирскую чувашскую школу, запреты на чувашское книгоиздание наглухо закрыли двери перед К.В.Ивановым. Он вновь уезжает в родные Слакбаши и проводит там целый год. Только в ноябре 1910 года выпадает ему возможность вернуться в Симбирск. И.Я. Яковлев посодействовал поэту в устройстве учителем чистописания и рисования в женском двухклассном училище. И вновь - творческие поиски. Со своим близким другом, талантливым писателем и композитором Федором Павловым К. Иванов задумал национальную оперу на сюжет «Нарспи». Начатая работа не состоялась - слишком много препон оказалось на ее пути: непонимание, материальные затруднения, откровенная волокита. Литературная деятельность поэта в 1911-1913 годах ограничивалась участием в издании известного чувашского букваря Ивана Трофимова в качестве художника-иллюстратора и переводчика небольших произведений, кроме того, он помогал своему другу фольклористу Петру Пазухину в подготовке сборника «Образцы чувашских народных песен и текстов к ним». В черные годы реакции поэт обращается к живописи, готовится к сдаче экзаменов в Академию художеств. В 1913 году он пишет декорации к опере «Иван Сусанин», поставленной учащимися Симбирской чувашской школы. Его талант реализуется в портретной живописи и графике, в скульптуре, фотографии и декоративном искусстве. Но юношу подстерегают новые беды: он заболевает туберкулезом легких и катаром желудка. Предчувствуя свою судьбу, летом 1914 года Константин совершает поездку в Тарханы на могилу М.Ю. Лермонтова. Осенью в третий раз возвращается он из Симбирска домой, чтобы навсегда остаться на родине: 13 (26) марта 1915 года поэт умер в отцовском доме. Так безвременно закатилась звезда национальной поэзии. Вершина поэтического творчества К.В. Иванова - лирико-эпическая поэма «Нарспи». На русском языке она вышла в шести переводах таких мастеров слова, как А. Петтоки, В. Паймен, П. Хузангай, Б. Иринин, А. Жаров, А. Смолин. Поэма переведена на многие языки, издавалась в Венгрии, Болгарии и других странах. Восторженно отзывались о ней А.Твардовский, А. Фадеев, П. Тычина, французский поэт-переводчик Леон Робель, и многие другие.

«Нарспи» - глубоко народное произведение, написанное в лучших традициях чувашского народного творчества. «Поэма обладает замечательными художественными достоинствами, которые обеспечивают ее прочный успех и долгую жизнь», - писал критик Иван Сестримский после ее выхода на болгарском языке. «Нарспи» перешагнула границы республик и стран. «Подлинная народность, высокая простота, огромная эмоциональная сила, композиционная стройность, колоритность пейзажа, осязаемость и пластичность образов, законченность их характеров, стремительное развитие сюжета, трагедийность по самой социальной сути, вместе с тем удивительная целомудренность, чувство меры, проникновение в глубину народной психики - вот что подкупает нас в «Нарспи», - написал народный поэт Чувашии Педер Хузангай в предисловии к поэме. - Это - национальное чудо, вершинный блеск дореволюционной чувашской культуры. Нарспи и Сетнер - это чувашские Ромео и Джульетта. Когда я переводил на чувашский язык бессмертную трагедию Шекспира, старики Капулетти и Монтекки у меня поневоле ассоциировались с Мигедером и Тахтаманом. Конечно, это два времени, два народа. Но тем убедительней вечность, общечеловечность подобного конфликта». В основу поэмы легла мысль о силе человека-творца, ценности его внутреннего мира, о гармонии природы и человека-труженика:

Нет сильнее человека

Во вселенной никого:

Он на суше и на водах

Стал хозяином всего.

В образе Нарспи выражен протест против бесправия человеческой личности и рабской морали. Осмеянная деревенской толпой, избитая родными, насильно посаженная под свадебное покрывало, смелая девушка восстает против богатых тахтаманов и мигедеров.

В мировой классике и национальных литературах немало образов женщин-героинь, сходных с Нарспи. Глубина чувств, моральная чистота, благородство ставят ее в один ряд с известными героинями Руставели, Пушкина, Островского, Некрасова, Толстого, Шевченко, Ибрагимова, Баширова, Славейкова, Вазова и др. Обаятелен образ Сетнера, возлюбленного Нарспи, человека красивого духовно и физически. Любовь Сетнера безгранична. Трагичен финал поэмы, вызывающий чувство сострадания к судьбе Нарспи и Сетнера, пробуждающий непримиримость к стяжательству, черствости, самодурству.


Поэт в памяти народной



Константин Иванов - гордость и слава чувашского народа, один из основоположников национальной художественной литературы, просветитель-демократ. Творчество Иванова - вершина всей дореволюционной чувашской поэзии. Гармония содержания и формы, демократизм идей его произведений обусловили единодушное признание К. Иванова классиком чувашской литературы. Судьба отмерила Иванову неполные 25 лет жизни и уготовила участь многих талантливых людей «инородческой» России, но поэтическая слава Иванова перешагнула через все преграды и живет в благодарной памяти миллионов читателей.

Именем К.В. Иванова названы улица в г. Чебоксары, библиотеки в городах Чебоксары и Шумерля, Чувашский академический драматический театр в столице республики, установлены памятники.

Заслуженная слава к К.В. Иванову пришла давно. Его имя занесено во многие национальные энциклопедии мира. XXV сессия ЮНЕСКО включила 100-летний юбилей выдающегося поэта во Всемирный календарь памятных дат и 1990 год объявлен Годом К.В. Иванова. Тогда же выпущена памятная монета. (художник Э. Юрьев). С 1967 г. в Чувашии за выдающиеся произведения литературы и искусства и исполнительское мастерство присуждается Государственная премия имени К.В. Иванова. Его имя носил Ятманский СПК Моргаушского района. На родине поэта открыт мемориальный музей (1940 г. )

Дом в котором родился, вырос и жил поэт, сейчас является домом-музеем. Сотни экспонатов, собранных и сохраненныхэнтузиастами, рассказывают о жизни поэта.Среди них есть личные вещи К.Иванова, мебель, сделанная руками поэта, фотоаппарат, которым пользовался юноша, рисунки и портреты, выполненные им. В большом зале на переднем планерасположенасхема родословной К.Иванова, портреты его родных. В музее бережно хранятся произведения поэта, среди них многочисленныеизданияпоэмы «Нарспи», переведенные на 29 языков народов России и других стран. Основателем музея по праву считается Петр Николаевич Кудряшов, который был человеком незаурядных способностей и увлеченным собирателем предметов старины. 16 ноября 1940 года состоялось торжественное открытие музея и памятника Иванову. Здесь присутствовали представители из Башкирской и Чувашской Республик, руководители Белебеевского района, гости из соседних деревень и сел, слакбашевцы. О торжественномоткрытии музея засняли кинохронику.

В школе открыт историко-краеведческий музей. Музей находится в подвальном помещении. Музей стал центром нравственного и потриотического воспитания учащихся. Стены школы украшены чувашскими узорами, на стенах коридора рисунки напоминающие поэму «Нарспи». Мы сфотографировались у рисунка, где Нарспи и Сетнер встречаются у колодца. Сельский детский сад носит имя «Сенти», имя мальчика из поэмы.

Ежегодно проводится фестиваль поэзии «Сильбийские родники». 1991 г. Открыт памятник К.В. Иванову в с. Слакбаш Республики Башкортостан. Скульптор - В. Нагорнов. Обучающиеся МБОУ «Орининской СОШ», участники народного ансамбля «Шуракăш» побывали на экскурсии на родине поэта - в село Слакбаш. Школьники, увидели речку Слак, знаменитые сильбийские луга, звенящие, холодные родники - вся животворящая сила которых ярко воплощена Ивановым в поэме «Нарспи». Ребята также познакомились с биографией поэта, узнали много интересных подробностей о его семье, о годах учебы, творчестве поэта, о селе Слакбаш.


Вершиной поэтического творчества К.В. Иванова является поэма «Нарспи». На русском языке она появилась в пяти переводах таких видных мастеров слова, как А. Петокки, В. Паймена, П. Хузанкая, Б. Иринина, А.Жарова. Ее полные переводы опубликованы на многих языках народов, а также в Венгрии, Болгарии и др. странах. Восторженные отзывы о поэме дали А. Твардовский, А. Фадеев, украинец П. Тычина, латыш Я. Судрабкали, болгарский критик Иван Сестримский, венгерский ученый Андраш Рона Таш, французкий поэт-переводчик Леон Робель, английский исследователь Питер Франс и др. поэма перешагнула границы республик и стран, преодолела языковые барьеры. Произведение «Нарспи» давно стало хрестоматийным в чувашских школах. По поэме «Нарспи» идут спектакли в разных инсценировках, по ней создана опера, радиопостановка, телефильм, мюзикл… Изданы много книг о творчестве и жизни поэта.

Интервью с жителями Орининского поселения показало, что поэт незабываем в памяти народа, многие хорошо знают строки из поэмы «Нарспи». При встрече с жителями Слакбаш, они показали, что гордятся именем славного чувашского сына, который прославил всех нас. Артист театра Андреев Аркадий Алексеевич прочитал большую часть поэмы «Нарспи». Анкетирование с обучающимися МБОУ «Орининская СОШ» по жизни и творчеству поэта показало, что молодое поколение тоже знают, кто такой Константин Васильевич Иванов. Им были заданы всего шесть вопросов, на которые большинство обучающихся ответили правильно. Это показывает - безгранична любовь родного народа к своему гениальному сыну и гражданину. Каждый из нас готов выразить ему душевную благодарность словами лауреата премии им. К.В. Иванова поэта Петра Хузанкая:

Пройдут года. Пройдут десятилетья.

Живую память время не сотрет:

Поэта слава ширится на свете,

Она достигнет мировых высот,

Пока чуваш зовет себя чувашем

И ласковое солнце светит нам,

Холодный пепел времени не страшен

Чудесной песни пламенным словам.

Заключение

В ходе данного исследования была изучена часть культурного наследия наших предков - исторические и памятные места, связанные с великим чувашским поэтом К.В.Ивановым. Это дало нам возможность в ходе работы над документом формировать навыки поисково-исследовательской деятельности, такие как: анализ, сравнение, обобщение, умение вести беседу с «живыми» источниками - людьми, живущими рядом с тобой. Также у нас сформировались познавательные, интеллектуальные и творческие способности. Была решена и другая задача исследовательской работы - пробуждение деятельной любви к родному краю.

Эта исследовательская работа еще не закончена. Это только начало пути. Нам хочется узнать о судьбе и других поэтов, которые жили и творили Чувашской земле.

Да, невелика на карте моя малая Родина. Но я с гордостью думаю о нашем трудолюбивом и скромном народе, о его славных сынах и дочерях. Главное богатство любой страны, республики, села - это люди, живущие и созидающие достойное будущее, те люди, которые сохраняют и преумножают традиции наших предков в труде и искусстве.

Прекрасна жизнь, если у тебя есть любимое дело, и ты можешь посвящать ему всего себя, если ты и твое дело дарят людям радость. Труд, особенно в искусстве, облагораживает духовный мир человека, пробуждает в людях добрые чувства. Давно замечено, что человек, горящий творческим огнем, крепче здоровьем. И если человек видит свое счастье в том, чтобы дарить людям себя и трудиться день за днем ради этого счастья, то он и сам счастлив, добр, открыт душой к людям.

Я горжусь тем, что родилась и выросла на этой прекрасной чувашской земле, рядом с такими замечательными людьми, которые умеют любить, ценить прекрасное.

Очень бы хотелось, чтобы молодое поколение, сохранило, продолжило все это будущим потомкам. Вот тогда никогда не потухнет дым родного очага . Я по праву могу сказать, что моя малая родина - это моя большая гордость. Для меня К. Иванов действительно великий поэт, гордость и слава чувашского народа, один из основоположников национальной художественной литературы. Незря его имя увековечили, не только в Чувашии и в России, и на мировом уровне XXV сессия ЮНЕСКО включила 100-летний юбилей выдающегося поэта во Всемирный календарь памятных дат и 1990 год объявлен Годом К.В. Иванова. Его имя занесено во многие национальные энциклопедии мира. Безгранична любовь народа к своему гениальному сыну.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал