- Презентации
- Презентация по русской литературе Тема маленького человека в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков
Презентация по русской литературе Тема маленького человека в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков
Автор публикации: Емельянова О.В.
Дата публикации: 07.04.2016
Краткое описание: Презентация для уроков литературы в 8 классе "Тема "маленького человека" в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков" раскрывает особенности литературного понятия, рассказывая об истории появления и развития образа-персонажа в произведениях Н.М. Карамзина "Бедная Лиза",
1
Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей XVIII – XIX веков Составила учитель русского языка и литературы высшей категории КГУ «Гимназия № 21» города Алматы, Республики Казахстан Емельянова О.В.
2
…Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Вспомните значение литератур-ного образа «маленький человек». Главными тематическими чертами этого образа будут: низкое, бедственное, подчиненное социальное положение, страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок, в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость, острота жизненных переживаний, наконец, осознание себя именно маленьким человеком и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни, обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны все.
4
Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы «маленького человека». В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани.
5
Само понятие маленький человек появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие маленький человек ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. В.Г. Белинский История появления понятия «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»
6
В произведениях каких писателей присутствует тема образа «маленького человека»?
7
Как эволюционировал образ «маленького человека» в произведениях русских писателей XVIII – XIX веков?
8
Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся пре-пятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая по-весть Карамзина филосо-фична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. История человечества вся построена на драмати-ческих коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь, - утверждает повествова-тель. Большая история складывалась из малень-ких бед обычных людей.
9
«Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль, сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей, ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в Станционном смотрителе». М. Гершензон
10
«…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Аполлон Григорьев
11
12
Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. Но с начала XIX века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители - «маленькие люди» начали выходить из тени. Тема «маленького человека» — это «сквозная тема» русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.
13
Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М. Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе! Эволюция образа
14
Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнится в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуни-чижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль А.П. Чехова в его интер- претации темы «маленького человека».
15
Использованные ресурсы: 1. Гоголь Н.В. Шинель. Петербургские повести. – М., 2008. 2. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. – М., 1992. 3. Кожинов В.В. О замысле «Шинели». /Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 4. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс». М., 2002. 5. Коровина В., Журавлев В., Коровин В. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007. 6. Маркович В. Петербургские повести Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989. 7. Нездвицкий В.А. «От Пушкина к Чехову». М., 1997 8. Пушкин А.С. Повести Белкина. Станционный смотритель. – М., 1999.