7


  • Учителю
  • Основы духовно-нравственного и семейного воспитания учащихся через изучение агиографии на занятиях по литературоведению

Основы духовно-нравственного и семейного воспитания учащихся через изучение агиографии на занятиях по литературоведению

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Бахмученко Галина Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ГЦВР «Досуг»

г. Красный Сулин

e-mail: GCVRdosug@yandex.ru

тел. 8-988-543-58-76





Основы духовно-нравственного и семейного воспитания учащихся через изучение агиографии на занятиях по литературоведению

(в системе дополнительного образования)

Аннотация:

Одной из актуальных задач российского образования является нравственное оздоровление общества, потому что наметилась опасная тенденция навязывания европейского образа поведения, и, как следствие, забвение традиционных нравственных ориентиров, утраты значения духовной культуры.

Ключевые слова: духовность, нравственность, семья, православная культура, воспитание детей



Обозначение файла: секция № 1 «Агиография и воспитание в отечественной православной культуре».

Бахмутченко Г.В.



В современном мире, характеризующемся усилением интеграционных процессов, возникла настоятельная необходимость в модернизации системы российского образования на принципах полноты, непрерывности, целостности. (2, С. 8)

Сейчас одной из актуальных задач российского образования является, по моему мнению, нравственное оздоровление общества, потому что наметилась опасная тенденция навязывания европейского образа поведения, и, как следствие, забвение традиционных нравственных ориентиров, утраты значения духовной культуры. Именно в связи с этим появилась потребность в исторических примерах нравственного воспитания, источники которых мы находим в религиозной культуре. Противопоставить западным моральным нормам можно обращение учителя, педагога к духовно-нравственным ценностям православия на занятиях с детьми всех возрастов. (3, С. 17)

На этой идее построена моя педагогическая деятельность и программа «Литературоведение». Изучение и анализ произведений, связанных с православной культурой, позволяет детям почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной духовной культуры и истории, понять ее уникальность. Вопрос изучения православной литературы особенно актуален в настоящее время в связи с модернизацией образования, развитием воспитательной роли образовательных учреждений в новых социокультурных условиях жизни, потребностью в повышении нравственной культуры подрастающего поколения, формированием духовных ценностей.

Цель занятий по агиографии в контексте реализации программы «Литературоведение» - формирование у учащихся интереса к православной культуре, ее традициям и духовным ценностям с дальнейшей социализацией в обществе, развитие системы духовно-нравственных ценностей, умения оценивать свои поступки и поведение в русле православных традиций.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

образовательные:

- познакомить с основами православной культуры, агиографии, храмовой культуры на Руси, русским фольклором, древнерусской литературой,

- дать понятие о православных праздниках, о морали и нравственности, православии в литературе,

воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение к традициям

предков, русским обычаям через знакомство с историей Руси,

- формировать умение работать с православной литературой, интерес

к православным традициям родного края.

При разработке занятий по агиографии учитывалась необходимость обновления содержания дополнительного образования детей в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. В моих занятиях прослеживается взаимосвязь с предметными областями основного образования, так как она расширяет знания обучающихся по литературе, обществознанию, истории, географии. На таких занятиях ребята учатся понимать и воспринимать те духовно-нравственные ценности, которые хранили и преумножали наши предки.

В разделе «Анализ литературных произведений» происходит знакомство детей с такими жанрами литературы как летопись, сказание, былина, басня. Мы изучаем с детьми произведения с точки зрения православной морали. На занятиях используются разные формы подачи материала: рассказ педагога, диалог, «путешествие», ролевая игра, беседа, «круглый стол», гостиная, викторина, праздник.

Для примера возьмём занятие, посвященное жизни православных святых Петра и Февронии. Это занятие проводится с подростками 14-15 лет. Цель занятия: знакомство с жизнью святых. Задачи: развивать речь, творческое мышление, память, навыки анализа через ответы на вопросы, творческие задания; воспитывать стремление к знанию основ православной культуры. Тип занятия: сообщение новых знаний. Форма занятия: нравственная беседа.

Подача материала ведется на основе заранее изученного произведения "Повесть О Петре и Февронии". Дети под руководством педагога обсуждают прочитанное, анализируют и делают выводы. Роль педагога - организовать обсуждение, направлять мысли и чувства, подвести к основным нравственным выводам.

Обратимся к анализу эпизода, который раскрывает перед нами "Повесть О Петре и Февронии" как образец христианских семейных отношений. Петр, после смерти брата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами, и, в конце концов, приходят к Февронии с просьбой "отдать им, кого они поросят", то есть отдать им князя Петра, говоря современным языком - развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары.

Феврония же в ответ просит бояр "дать и ей того же" - то есть остаться женой князя Петра. Бояре же ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии, он нарушит заповеди брака - сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не "царствование в жизни этой", а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете. В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу. Князь принимал решение, также руководствуясь христианскими канонами - он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для неговыше власти.

Необходимо отметить и то, что и Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов. Следующий эпизод, на который мы обратим внимание, по своему строению напоминает притчу, его даже можно "изъять" из повести и преподносить отдельно. Когда Петр и Феврония покинули Муром, они плыли по реке на лодках: "Был на судне у блаженной Февронии некий человек. На том же судне была и его жена. Тот человек, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его и сказала: "Зачерпни воды из реки с этой стороны судна". Он почерпнул. И велела ему она выпить. Он выпил. И снова сказала ему: "Зачерпни воды с другой стороны судна" .Он почерпнул. И велела ему снова выпить. Он выпил. Она же спросила: « Одинакова ли вода или одна слаще другой?" Он же ответил. "Одинакова, госпожа, вода". Тогда она ему сказала так: "И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о другой!"" Этот эпизод является нравоучением для тех супругов, которые готовы поддаться искушению прелюбодеянием - Феврония говорит им о том, что плоть всех людей одинакова, и физическое желание не должно вести к разрыву духовных уз брака. Таким образом, мы видим прямую отсылку к заповедям брака - верности супругов друг другу и чистоте супружеского ложа. В нескольких словах, просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены.

Завершается повесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака. После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь духовного роста.

Показателен в этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни. Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить "воздух" - специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может.

Феврония - Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она сама.

Автор подчеркивает приоритет слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным. Тогда блаженная Феврония - Ефросиния, уже успевшая вышить лики святых, воткнула иголку в ткань, обвила ее ниткой, как рачительная рукодельница, чтобы кто-то смог продолжить начатое ею дело, и послала к блаженному Петру - Давиду сообщить о е его готовности преставиться вместе. Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью.

Но даже после смерти Петр и Феврония неразлучны. Они завещали похоронить себя в одном гробу, сделав тонкую перегородку, однако люди решают, что нельзя хоронить иноков в один гроб, и разделяют их. Однако чудесным образом они оказываются водной могиле, и хотя люди трижды разделяют их, они все равно возвращаются друг другу. Это тоже притчевый эпизод - Бог соединяет мужа и жену, которые оставались верны друг другу и его заветам, после смерти, показывая то, что они воссоединились на небесах, то есть достигли Царствия Небесного вместе. Заканчивается повесть похвалой Петру и Февронии, в которой отражены смысловые узлы произведения - испытания, которые блаженные супруги перенесли совместно, не нарушив заповедей брака. Именно это послушание Богу в браке награждается свыше: "Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит! Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!" (1, С. 28)

Петр и Феврония становятся примером идеального супружества для верующих людей. Таким образом, православная культура вбирает в себя совокупность социально-гуманитарных знаний из разных направлений - культурологического, мировоззренческого, этического, этнографического. Но самая главная ценность таких занятий в их духовном и нравственном содержании. Они гармонично вписываются в образовательный процесс. Это легко проследить и на уровне содержания, и на уровне методики преподавания.

Мы изучаем агиографические произведения, анализируя христианские качества людей, их поступки в рамках христианской морали. Если говорить об особенностях методики преподавания в дополнительном образовании, то они дополняют методики, используемые в основном образовании. Кроме словесных методов (объяснение, рассказ педагога) и наглядного (демонстрация репродукций картин), используются видеометоды (демонстрация слайдов), практический метод (разгадывание кроссвордов, ребусов), частично-поисковый (подготовка сообщения на темы занятий, например «Каин и Авель»). (4, С.1 2)

Я использую активные методы обучения, такие как диалог, обсуждение, экскурсии в храмы, дидактические и ролевые игры, викторина, устное сочинение-рассуждение, метод примера, стимулирования и мотивации. Практически на каждом занятии я использую интегрированные (межпредметные) связи. Это позволяет сделать занятие более информативно емким, включить в процесс познания все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, тактильно-двигательные) и объединить несколько видов деятельности вокруг содержательного наполнения занятия. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, рассмотрению явления с некоторых сторон. Интегрированные занятия в большей степени, чем обычные, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой личности. (2, С. 28)

</ На собственном опыте я убедилась, что примеры духовного единства, чистоты, целомудрия, почерпнутые их православных источников и литературы, являются важным условием в нравственном воспитании детей, становлении их личности.

Русская православная культура - неиссякаемый источник духовной силы, любви и нравственных ценностей в деле воспитания детей и молодежи.











Список используемой литературы:



  1. Ермолай Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

  2. Карпенко Ю.А. «Интеграция основного и общего образования». - М.: Наука, 2011г.

  3. «Воспитание школьников» 2012 г. №2.

  4. «Дополнительное образование» 2007 г.№5.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал