7


  • Учителю
  • Программа элективного курса Литературное произведение. Совершенствование навыка анализа (11 класс)

Программа элективного курса Литературное произведение. Совершенствование навыка анализа (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



1. Цели и задачи курса.



  1. Цель курса - способствовать систематизации, расширению и углублению знаний учащихся по наиболее трудным вопросам литературы, возбуждению интереса к вопросам теории литературы и к науке о литературе в целом; сообщить учащимся основные сведения о сущности, особенностях художественной литературы, необходимые им как для успешного восприятия и освоения историко-литературных курсов, так и для формирования первоначальных навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений.



  1. Задачи курса:

  • закрепить и расширить знания учащихся по теме «Основы стихосложения», ввести новые понятия «гекзаметр», «пентаметр», «проклитика и энклитика»; научить анализировать стихотворные произведения;

  • совершенствовать умение анализировать сюжет и композицию художественных произведений; расширить знания учащихся по теме «Тема и идея»: научить определять тему и идею художественного произведения;

  • закрепить и систематизировать знания по темам «Язык художественных произведений», «Сюжет и композиция»; научить анализировать произведения в целом.



2. Требования к уровню содержания дисциплины.



Учащиеся должны:

2.1. Знать/понимать:

  • важнейшие литературоведческие понятия: тема, идея, сюжет, композиция, язык художественных произведений, строфа, дольник;

  • основные вопросы литературы: анализ художественного произведения, основы стихосложения;

  • значение и практическое применение анализа художественного произведения в целом.



2.2. Уметь:

  • определять тему и идею художественного произведения, его композицию;

  • составлять строфы с различными способами рифмовки: перекрёстной, опоясывающей, смежной;

  • характеризовать язык художественных произведений;

  • объяснять суть композиции, фабулы, основ стихосложения;

  • проводить анализ темы и идеи, сюжета и композиции, языка художественных произведений;

  • выполнять творческую работу на основе полученных знаний;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

2.3. Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения композиции (построения), языка художественного произведения;



  1. Обладать ключевыми компетенциями:



2.4.1. Информационно-технологические:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.

  • способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.



2.4.2. Коммуникативные:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации; владеть способами систематизации информации;

  • умение выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий.



2.4.3. Учебно-познавательные:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;

  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;

  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля.



  1. Обладать специальными компетенциями:



  • давать анализ художественному произведению;



3.Объём и виды учебной работы.



п/п

Вид

учебной деятельности

Количество

часов

Общая трудоёмкость дисциплины

34 часа

1.

Лекции.

16 часов

2.

Практикумы.

16 часов

Итоговая работа:



1.

Творческая работа на основе полученных знаний (сборник «Анализ любимого стихотворного произведения»).

2 часа











4. Содержание дисциплины.



4.1. Общее содержание курса.



Тема 1. Художественное произведение как целостное единство.



Художественное произведение - диалектическое единство содержания и воплощающей его формы. Определяющее, ведущее значение содержания. Возможность соответствия и несоответствия, противоречий между содержанием и его формой. Связь и взаимодействие всех элементов художественного произведения. Условность его деления на составные элементы.

Литературное произведение и проблема художественности. Причины долговечности подлинно художественных произведений: высокая идейность, познавательное значение, соответствие содержания и формы, художественное мастерство.

Верное отражение действительности, высокая идейность, народность, глубокая типичность и яркая индивидуализация (совершенство языковой, композиционной, жанровой, ритмической формы) как критерии художественности литературы.



Тема 2. Тема и идея.



Процесс рождения темы художественного произведения. Изучение писателем действительности. Отбор жизненных явлений. Роль мировоззрения в выборе и разработке писателем темы. Различие между жизненным материалом (объектом изображения) и темой (тематикой) художественного произведения.

Тема как проблема (проблематика), явление, предмет, отобранный, осознанный и художественными средствами воспроизведённый писателем.

Главная тема художественного произведения и частные, подчинённые ей темы (тематика). Тематическая целостность (единство) подлинно художественного произведения. Роль темы в художественном произведении. Тема как литературоведческая категория.

Тема и идея, их единство и различие. Идея как отношение писателя к изображаемому, оценка, главная мысль произведения. Идея произведения и мировоззрение писателя. Замысел и идея.



Тема 3. Сюжет.



Сюжет - воплощённое в художественном произведении событие (совокупность, система событий), в котором раскрываются конфликт и характеры в тех или иных условиях социальной среды.

Революционно-демократическая критика о сюжете (Белинский, Чернышевский, Добролюбов).

Горький о сюжете.

Тема, идея и сюжет, их взаимосвязь. Место и роль сюжета в художественном произведении. Основные элементы сюжета.

Сюжет в лирических произведениях. Бессюжетные произведения. Сюжеты «психологические», в основе которых лежат не события, а движения, перипетии мыслей, чувств, переживаний.

Сюжет и фабула, их различное толкование в исследовательской и учебной литературе.





Тема 4. Композиция.



Композиция - построение произведения, определённая система средств раскрытия и организации его образов, их связей и отношений. Обусловленность композиции произведения реальными закономерностями изображаемой в произведении действительности и художественным методом, замыслом и жанровыми задачами.

Жизненная и художественная мотивированность, строгая соподчинённость всех элементов (эпизодов, образов) произведения теме, идее и сюжету - основные требования к композиции художественного реалистического произведения.

Различные способы строения сюжета: экспозиция, данная в начале произведения (Тургенев, Островский), в середине, в конце (Достоевский); завязка - задержанная (Тургенев, Шолохов) или внезапная, неожиданная (Достоевский); группировка образов, определяемая темой и идеей произведения; эпическое и драматическое развитие действия; кульминация, её значение и конкретное осуществление: в предпоследнем акте (Чехов), в конце пьесы (Островский).

Многообразие средств, применяемых писателями в развитии действия произведения: предварения, описания, отступления, вводные эпизоды, перестановки, обрамления. Роль пейзажа в композиции произведения. Стилевое единство композиционных средств произведения.

Жанрово-видовые особенности произведения и его композиция.

Композиция отдельных образов художественного произведения. Изображение внутреннего облика персонажа посредством углубления какой-либо его ведущей черты (Гоголь, Салтыков-Щедрин), «в диалектике его души» (Толстой, Шолохов), в строгом подчинении индивидуальных свойств его социально-типической сущности (Островский), в сложных светотенях, в противоречиях социально-типического и индивидуального (Чехов).

Разнообразие средств, применяемых писателем при изображении внутреннего облика действующих лиц: авторские характеристики, взаимохарактеристики персонажей, внутренние монологи, переживания, диалоги, дневник, переписка, поступки и т. п.

Портрет действующих лиц. Приёмы его изображения в зависимости от задач, поставленных в произведении, и индивидуальной манеры писателя: в соответствии или контрасте с внутренним обликом, психологически или сатирически, подробно или кратко, прямо или косвенно.

Роль изображения обстоятельств при обрисовке действующих лиц.

Проблема времени и пространства в художественном произведении.

Мастерство композиции великих литературных произведений.



Тема 5. Язык художественных произведений.



Язык разговорный, литературный и поэтический. Особенности поэтического языка. Поэтический язык - средство создания литературных образов, «первоэлемент литературы» (М.Горький).

Роль языка в художественном произведении. Язык автора и язык действующих лиц. Типическое и индивидуальное в языке автора и действующих лиц. Единство языка художественного произведения. Жанровое своеобразие и язык художественного произведения. Язык художественного произведения как элемент его стиля.

Общеупотребительные слова, составляющие основу поэтической лексики. Значение слова. Многозначность слова. Система прямых значений слова: архаизмы, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы; их роль в художественном произведении.

Эпитеты и сравнения, их виды и роль. Переносное употребление слова. Метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, ирония, перифраза, эвфемизм.

Синтаксис поэтической речи в сравнении с синтаксисом обычной речи. Интонация. Фигуры поэтической речи: инверсия, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, повтор, параллелизм, эллипсис, риторический вопрос, обращение, восклицание, градация.

Звуковая организация поэтической речи. Звуковые повторы; их виды: ассонанс, аллитерация.



Тема 6. Основы стихосложения.



Ритмичность в труде и искусстве. Ритмичность в стихе и прозе. Понятие о стихе как единице стихотворного ритма. Стихосложение. Влияние на систему стихосложения подвижности и неподвижности ударений, долготы и краткости слогов. Системы стихосложения. Количественное стихосложение. Метрическая система стихосложения, её основные особенности. Гекзаметр. Пентаметр. Качественное стихосложение. Силлабическая система стихосложения. Русская силлабика, её особенности.

Силлабо-тоническое стихосложение. Двусложные размеры: ямб, хорей. Трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Ритмико-интонационное строение стиха. Количество стоп в стихе. Разностопные стихи (вольный стих). Пиррихий. Спондей. Проклитика и энклитика. Окончание стихов. Ритм и синтаксис. Перенос. Рифма. Смысловое, ритмообразующее, композиционное и звуковое значение рифмы. Виды рифм (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая; точная, неточная). Белый стих.

Строфа. Способы образования строфы. Способы рифмовки: перекрёстная, опоясывающая и смежная. Строфа и синтаксис.

Частные виды строфического построения: вольная рифмовка, терцет, четверостишие, октава, онегинская строфа.

Тоническая система. Понятие об особенностях стиха устной народной поэзии (песня, былина). Дольник. Музыкально-тонические свойства народного стиха. Дальнейшее развитие тонической системы.



4.2. Тематическое планирование





  1. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. - М.: Аркти, 1998.

  2. Кохтеев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М., Школа Пресс, 1994.

  3. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации /Под ред. Обернихиной Т.Н. - М., 2000.

  4. Квятковский А.С. Поэтический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1966.

  5. Теория стиха /Сборник статей. Л., «Наука», 1978.

  6. М.Горький. О языке; По поводу одной дискуссии; Открытое письмо А.С. Серафимовичу.

  7. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - Л., 1973.

  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1987.

  9. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1974.

  10. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. - М., «Наука», 1974.



6. Материально-техническое обеспечение.



  • Специализированный кабинет русского языка и литературы.



  • Телевизор, видеомагнитофон - на базе школы.



  • Видеофильмы, видеофрагменты:

  1. «Война и мир» (по роману-эпопее Л.Н. Толстого);

  2. «Тихий Дон» (по роману М.А. Шолохова);

  3. «Преступление и наказание» (по роману Ф.М. Достоевского).





7. Методические рекомендации:



Курс «Литературное произведение. Совершенствование навыка анализа» ставит своей главной задачей сообщить учащимся основные сведения о сущности, особенностях художественной литературы, необходимые им как для успешного восприятия и освоения историко-литературных курсов, так и для формирования первоначальных навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений. Его целью является также повышение интереса к вопросам теории литературы.

Очень важно, чтобы учителя, ведущие этот курс, ориентировались по преимуществу на тот запас знаний художественной литературы, которым владеют учащиеся, и предпочтительнее - на произведения русской классической литературы 19 века и современной литературы. Но, разумеется, для расширения знаний учащихся рекомендуется пользоваться и другими текстами, в частности устной народной поэзии и западноевропейской классики.

Программа элективного курса по литературе «Литературное произведение. Совершенствование навыка анализа» рассчитана на 16 часов теоретических занятий и 18 часов практических. Но учителя имеют возможность сократить количество теоретических часов и увеличить часы практических занятий.

Практические занятия имеют большое значение в усвоении курса «Литературное произведение. Совершенствование навыка анализа».

Чтобы улучшить самостоятельную работу учащихся, требуется придать практическим занятиям активный характер. Учащиеся должны получать хорошо продуманные, чётко разработанные задания на дом. В класс же учащиеся обязаны являться с отчётами о проделанной работе, с анализом предложенного им материала, с результатами и выводами в форме кратких сообщений и докладов. На практических занятиях по основам стиховедения важно проанализировать наиболее интересные и сложные примеры, раскрывающие особенности той или иной системы стихосложения.

При анализе стихотворного размера, характера рифмы и т. д. рекомендуется вызывать учащихся к доске, привлекая к работе всю группу ребят.

На практических занятиях большую пользу принесут целостные анализы стихотворений, поэм, рассказов, новелл, рассматриваемых в единстве их содержания и формы.

К окончанию элективных курсов учащиеся должны создать творческие работы на основе полученных знаний (сборник «Анализ любимого стихотворного произведения»).











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал