7


  • Учителю
  • Тема любви в рассказах И. А. Бунина

Тема любви в рассказах И. А. Бунина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»














Конспект урока по литературе
в 11 классе
«Тема любви в рассказах И.А.Бунина»






подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Орешкова Мария Сергеевна










г. Нижний Новгород

2015


Тема: Тема любви в рассказах И.А.Бунина

Цели урока:

1) образовательные:

раскрыть смысловую глубину рассказов «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»;

показать неразрывную связь тем любви и страдания в творчестве Бунина;

раскрыть ценность художественного слова И. Бунина;

2) развивающие:

развить навыки работы в группе;

развить навыки анализа художественного произведения;

развить навыки критического подхода в работе над художественным произведением;

3) воспитательные:

развитие эстетического вкуса через внимание к художественному слову;

развитие эмоционально-образной области восприятия;

развитие нравственно-духовных качеств личности и личностной точки зрения на предмет анализа.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, тексты с информацией о жизни и творчестве писателя.

Ход урока:

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы (3 группы по 10 человек). Внутри групп распределяются роли: оптимисты (приводят аргументы «за»), пессимисты (приводят аргументы «против»), эксперты (обобщают полученную информацию, делают выводы), оформители, спикер. Роли меняются на разных занятиях.


I Организационный момент (2 мин.)

Мобилизация внимания обучающихся.

Постановка целей и задач занятия.


II Изучение нового материала (85 мин.)


1) Фаза Вызова (15 мин).

Преподаватель: - На ваших столах портрет писателя И.А.Бунина. Давайте подумаем, что можно представить об этом человеке?

--черты его характера,

--в какое время жил,

--место, в котором жил,

--чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит).

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, обсудите их в группе, составьте групповой портрет данного человека, затем, выбрав спикера, озвучьте результат своей работы. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.


2) Фаза Осмысления (60 мин.)

Вы хотите знать, в чем оказались правы, а в чем ошиблись? (студенты получают тексты с краткой информацией о жизни и творчестве писателя).

Задание: прочитайте текст методом ИНСЕРТ. Выберите спикера от каждой группы, озвучьте результат. Время на выполнение этого задания 5-7 минут. Время выступления-2-3 мин. = 15 мин


Тема любви - одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным.

Подберите определения к слову «любовь» (чистая, вечная, счастливая, светлая) - результат записываем на доске.

А теперь подберите определения к слову «любовь» в рассказах Бунина (мимолетная, несчастная, трагичная, невзаимная, плотская) - результат записываем на доске.

Любовь, которую европейская философия на протяжении веков считала украшением и смыслом жизни, приносит, по мнению Бунина, лишь страдания и грусть. «В счастье всегда есть привкус горечи, боязнь потерять его, почти верное знание, что потеряешь!» - пишет Бунин в своём дневнике. И все же герои Бунина влюбляются и страдают. Почему писатель обрекает своих героев на страдание, не дает им испытать счастья взаимной любви? На этот вопрос нам и предстоит найти сегодня ответ.


Задание: на выданных вам бланках запишите вопросы для другой группы с соответствии с тематикой. Время выполнения - 10 минут


Задание: ответив на вопросы, назовите средства, помогающие писателю в раскрытии любовной темы. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши тезисы. Сделайте вывод, ответив на проблемный вопрос (почему любовь в рассказах Бунина связана со страданием?). Аргументы и выводы оформите в виде диаграммы «рыбная кость». Время выполнения - 20 минут выступление группы - 3-5 минут. = 45 мин

Преподаватель делает выводы: любовь в рассказах Бунина показана как минутная встреча мужчины и женщины. Отношения между ними мимолетны и часто воспринимаются невсерьез, но впечатление от встречи, эмоции, полученные в этот краткий миг, остаются с героем на всю оставшуюся жизнь, заставляют его страдать, и в этом страдании познавать окружающий мир, духовно совершенствоваться. Именно с этим, по мнению писателя, связано чудо любви, а вовсе не с телесной близостью, как это может показаться неподготовленному читателю.


3) Фаза рефлексии (10 мин).

Составьте синквейн на тему «Бунин»


III Подведение итогов (3 мин.)

Выставление оценок, домашнее задание


Перечень литературы:


Основная:

- И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»

- Русская литература ХХвека. Учебник для 11 классов. Ч.1. (под редакцией В.П.Журавлева). М.: Просвещение, 1997

- Русская литература ХХвека. Хрестоматия для 11 классов. Ч.1,2 (сост. А.В.Баранников и др.). М.: Просвещение, 1997


Дополнительная:

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2008

- Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

- Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2008

- Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 1997

- Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

-Кондратьева А.А. Изучение лирики Ивана Бунина. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

-Шушакова Г.В. «А счастье всюду...» Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

-Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.

-Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870-1917. М., 1983.


Интернет ресурсы:

-

- Сеть творческих учителей

-

-

-

-

-

Приложение 1

Биография Ивана Бунина

Иван Алексеевич Бунин появился на свет 22 октября 1870 года в воронежском поместье своей семьи. Отец, Алексей Николаевич, был офицером, принимал участие в обороне Севастополя во время Крымской войны. Мать - Людмила Александровна Чубарова. Вскоре после рождения Ивана семья перебралась в Орловскую губернию, где и прошло детство будущего писателя. Он не смог получить систематического образования, что очень огорчало его всю жизнь. Тем не менее, Иван рос смышленым мальчиком, рано научился читать, всегда отличался очень хорошо развитой фантазией.

В 1881 году Бунин поступил в Елецкую гимназию, где смог проучиться только пять лет. У семьи разоренных дворян просто не хватило денег на окончание обучения. Иван вернулся домой, чтобы уже самостоятельно завершить гимназический курс. В 1887 году, когда Ивану было 17 лет, он начал публиковать свои первые стихи. В 1889 году началась работа в газете «Орловский вестник», куда Бунин был принят на должность корректора. Вскоре он познакомился с сотрудницей издания Варварой Пащенко. Родители девушки не хотели давать согласия на их брак, поэтому в 1892 году втайне от всех Иван и Варвара переехали в Полтаву.

В 1895 году Бунин познакомился с , с которым до этого довольно длительное время вел переписку. Этот год стал переломным в жизни Ивана. Начинаются знакомства со многими известными художниками, поэтами, прозаиками. В 1899 году он женился на Анне Цакни, которая родила ему ребенка.

В 1900 году был издан первый рассказ Бунина под названием «Антоновские яблоки», который позже стал хрестоматийным. В это время Бунин много путешествует, бывает во Франции, Италии. Константинополе, на Кавказе. В 1906 году состоялось знакомство с Веpой Муpомцевой, ставшей его третьей женой. Революционные события вынудили писателя с женой бежать из России. Их путь пролегал через Киев, Одессу, Белград, Константинополь… В марте 1920 года они приехали в Париж.

В эмиграции Бунин продолжает активно заниматься творчеством. В 1933 году Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. К тому времени в Европе он уже был очень популярным писателем. Жители Стокгольма на улицах узнавали его в лицо.

В 1936 году Бунину довелось познакомиться и с нацистским режимом. Во время путешествия по Германии его арестовали и грубо обыскали, хотя и вскоре отпустили. Во время Второй мировой войны Бунин жил во французском Грассе, оккупированном нацистами. Этот период жизни писателя был бедным и даже голодным, но он все равно ничего не печатал. В 1945 году, после окончания войны, Бунин вернулся в Париж. Последние годы своей жизни писатель много болел. Близким друзьям он часто говорил о том, что мечтает снова увидеть Москву, но состояние здоровья уже не позволяло этого сделать. Ночью, 8 ноября 1953 года, Иван Бунин умер в своей парижской квартире. Тело писателя было погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Приложение 2


Легкое дыхание

1. Символика названия

  • Почему новелла называется "Легкое дыхание"?

  • О каком легком дыхании здесь рассказывается? Кому оно принадлежит?

  • О каком "этом дыхании" идет речь в финале новеллы? Кому оно принадлежит?

  • Почему это дыхание "снова рассеялось в мире"? Неужели оно куда-то из мира исчезало? Если исчезало, то куда, и почему вернулось?

2. Композиция рассказа

  • Почему автор нарушает хронологию событий?

  • Какое событие является самым главным и для автора, и для героини, и для читателя?

  • Внимательно перечитайте первые пять абзацев новеллы. Проследите за изменением позиции повествователя. Чья точка зрения передается в его словах?

  • Кто в начале новеллы смотрит на могилу, крест, фотографию Оли Мещерской, всматривается в ее глаза? А чья точка зрения изображена в пятом абзаце? Почему именно с этой (а не с другой) точки зрения ведется повествование?

  • Перечислите все основные точки зрения, освещающие жизнь героини. Кому они принадлежат? Зачем автору понадобилось в одном небольшом произведении соотносить друг с другом такое количество различных точек зрения?

3. Время в рассказе

  • Какую роль в рассказе играет время (календарное, природное, биографическое)?

  • Пользуясь перечнем основных событий в новелле, попытайтесь определить движение времени повествования из настоящего (на могиле) к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли) и далее.

  • Почему время у Бунина, с одной стороны, как бы остановлено (на могиле), а с другой - движется неравномерно и даже в разных направлениях (установите, в каких именно)?

  • Можно ли утверждать, что автор в этом произведении говорит о "легкости" как об освобождении, во-первых, от привычного хода времени вообще и, во-вторых, от традиционного читательского интереса, который обычно выражается в вопросах типа "Что будет дальше?" и "Чем все закончится?"? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Зачем автор обрывает событийные связи: не рассказывает, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным?

4. Пространство в рассказе

  • С какими открытыми местами действия связаны пейзажи рассказа? Как жизнь Оли Мещерской "вписывается" в эти пейзажи?

  • Какие закрытые места действия образуют интерьеры? Как жизнь Оли Мещерской "вписывается" в эти интерьеры?

5. Герои рассказа

  • Назовите портреты и портретные детали, которые вы встретили в этом произведении. Какова их роль?

  • Почему повествователь столь большое внимание уделяет портретным характеристикам героини? Как эти характеристики связаны с пейзажами новеллы?

  • Найдите в пейзажах, интерьерах и портретах новеллы мотивы воздуха // ветра // дыхания. Какое значение придает им автор?

  • Перечислите все эпизоды рассказа, где упоминается толпа. В каких случаях рассказчик обращает внимание на то, что Оля Мещерская сливается с толпой, а когда на то, что она из толпы выделяется?

  • Какое значение имеют в новелле мотивы памяти // смерти // книжного слова Как они связаны с перечисленными выше мотивами?



Солнечный удар

1. Символика названия

  • Почему из двух определений произошедшего, данных героиней ("солнечный удар" и "затмение") в качестве названия рассказа выбрано первое?

2. Композиция рассказа

  • Можно ли назвать композицию рассказа кольцевой? Почему?

  • Какой литературный прием лежит в основе композиционного построения?

  • На сколько смысловых частей можно разделить рассказ?

  • Когда происходит перелом в повествовании?

3. Время в рассказе

  • Какую роль в рассказе играет время?

  • Почему автор замедляет течение времени во второй части повествования?

4. Пространство в рассказе

  • Какие два пейзажа показаны в рассказе? Соотносит ли их Бунин с чувствами героев?

  • Как действуют герои в открытом и закрытом пространстве?

5. Герои рассказа

  • Каково настроение рассказа и состояние героев в начале повествования?

  • На что настраивают или какие вопросы вызывают слова "и блаженно и страшно замерло сердце"; "много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой"?

  • Почему утро следующего дня названо счастливым?

  • Какое слово становится ключевым, передающим состояние поручика при расставании?

  • О каком "странном, непонятном чувстве, которого совсем не было, пока они были вместе" пишет И.А. Бунин? Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались?

  • Что больше всего мучает героя?

  • Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию?

  • Для чего автор так подробно описывает день, проведённый поручиком в уездном городе в ожидании парохода?

  • Счастье или страдание испытывает герой? Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет?

  • Почему герои остаются несчастливыми? Почему Бунин не дает им права обрести счастье?

  • Можете ли вы передать в нескольких словах, что же произошло с героями?

  • Почему, пережив такие прекрасные мгновения, они расстаются?


Чистый понедельник

  1. Символика названия

  • Каков смысл заглавия рассказа?

  1. Композиция рассказа

  • Какова атмосфера начала рассказа и какими средствами она создаётся?

  1. Время в рассказе

  • Определите художественное время в рассказе(черты современной действительности и приметы старины)

  • Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?

  • Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

  1. Пространство в рассказе

  • Какие рестораны посещают, чем они были знамениты, что их отличало? Что мы можем сказать о героях, судя по выбору ресторанов?

  • Какие мероприятия («тусовки») посещают герои, чем они их привлекают или отталкивают? Как эстетические оценки, которые дают герой и героиня увиденному и услышанному, их характеризуют?

  • Какие храмы и культовые места посещают герои? Чем они знамениты? Как в выборе мест посещения отразились ценностные ориентации героев и авторская позиция?

  • Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы? Одинаково ли органично вписывается в них героиня?

  1. Герои рассказа

  • Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

  • Дайте характеристику герою

  • Охарактеризуйте героиню

  • Как круг чтения характеризует героиню и героя?

  • Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев? Какие слова можно назвать ключевыми?

  • Чем становится для героев ночь, проведённая вместе? Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию?

  • Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми?

  • Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини?

  • Почему же уходит героиня в монастырь? Почему И.А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли вам поступок героини парадоксальным и в чем его парадокс? Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев?


Приложение 3



Запишите вопросы в соответствии с предложенным планом

  1. Кто из героев является выразителем концепции любви в рассказе?

  2. Как жизненную позицию героя отражают:

  • Заглавие рассказа


  • Композиция


  • Время


  • Пространство

  • Другие герои




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал