7


  • Учителю
  • Выступление на РМО учителей русского языка и литературы« Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы« Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала













Тема выступления на РМО учителей русского языка и литературы :





« Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

































Докладчик:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Семьинская ООШ»

Солдатова Л.А.























2015 год





Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы



«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо



Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:

• Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

• Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

• Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

• Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)

Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.

Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе. В этой связи становятся наиболее актуальными следующие педагогические технологии:

- технология проектного обучения,

- технология развития критического мышления,

- мыследеятельностная педагогика,

- проблемное обучение,

- проектное обучение,

- технологии логико-смыслового моделирования и другие.

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Признаки образовательной технологии:

-технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

-технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

-функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;

-поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

- органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления, как успешно применяемой мной на практике на уроках литературы.

Использование методов критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учеников такую междисиплинарную компетентность, как коммуникативная, благодаря которой будущий выпускник будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества. Немаловажно, что уроки русского языка и литературы должны проходить в коммуникативно - деятельностной форме с использованием активных методов обучения, причем весь процесс отработки необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.[20]

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

· Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

· Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

· Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

· Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил , Стемпл, Уолтер.

Причины появления: модель образования США нуждалась в коренной перестройке; нужны были новые цели и ценности образования. Важен был не набор знаний, а обучение способам деятельности и мышления; нестабильность и изменчивость мира, знания устаревают, через 25 лет будут востребованы только 10-15 % знаний, которые дети получают в школе; переход общества к информационному, информационный бум; возрастание роли человеческого фактора; становление демократического правового государства; развитие рыночной экономики. Отсюда появилась необходимость воспитания нового поколения. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др.

Разработчики программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» учат вовсе не чтению и письму как таковому. То есть, конечно, утилитарная цель программы - научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное - не работе с текстом, даже не умению самостоятельно добывать знания учат американские (а теперь и наши) педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.

Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

В чём же инновационность методов критического мышления?

Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

Учить критически мыслить - значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия.

1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.

Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Чтение и осмысление текста (Stage of Realization Meaning).

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.

Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально новое несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова

Функции:

-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);

-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Приём №1 «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём №2 «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём №3 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.

Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А.

флАкон

Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.

Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»

Приём №4 «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.

Фрагмент урока:

Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».

- Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?

- Подберите определения к заголовку.

- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).

- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?

- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.

- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.

Предновогодний вечер - суета - оживленные лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.

Рекомендации по работе с приемом «Рассказ - предположение на основе ключевых слов».

1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.

2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.

3. Следить за использованием каждого ключевого слова.

Приём №5 «Верно - не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.





Приём №6 «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

Часть речи - в предложении бывает - обозначает - самостоятельная - определение - изменяется - сказуемое - какой? - чей? - признак предмета - отвечает - род - падеж - число - имеет - краткая форма.

Приём №7 «Кластер»

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.

(целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Цель:

- установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер

-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.

Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.



Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока с применением технологии РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.[22]

Уважаемые коллеги! Предложенные далее к вашему вниманию приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления (КМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. 1) ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы - Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

· V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

· - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

· + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

· ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание приема «Продвинутая лекция».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное - четкие критерии.

2) Мозговая атака.

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

3) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.[24]

4) Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

· «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

· память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации;

· оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

· синтез - логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

· анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

· применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

5) Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

6) Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

7) «Продвинутая лекция».

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов - осмысление - рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

Алгоритм действий (возможны варианты):

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)

3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного - письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).

6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.

7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа - письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма - 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

8) Эссе.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

9) Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

10) Перепутанные логические цепочки.

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

продолжение

и 11) Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал» )

Один из способов графической организации логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы - «источники информации», «что осталось не раскрыто».

12) Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.[25]

13) Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

При изучении новой темы, я организую работу в группах: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника.

На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.[26]

Инсерт - приём данной технологии, который авторы рекомендуют использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения

I interactive интерактивная

N noting размечающая

S system система

E effective для эффективного

Н reading and чтения и

Т thinking размышления

Авторы Воган и Эстес, (модификация Мередит и Стил) предлагают несколько вариантов пометок:

1. Два значка - « + » (новое) и «v» (уже знал);

2. Три значка - « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял);

3. Четыре значка - « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял) и

« - » - думал иначе.

Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста. Рассмотрим таблицу при маркировке текста тремя пометами:

Таблица №2«v» (уже знал)

Поставьте значок «v» на полях, если то о чём вы читаете соответствует вашему знанию.

« + » (новое)

Поставьте значок «+» на полях, если то о чём вы читаете является для вас новым

« ? » (не понял)

Поставьте значок «?» на полях, если то о чём вы читаете для вас не совсем понятно

Рассмотрим на примере изучения темы « Разряды имен прилагательных»

Дети читают параграф и делают пометки +, -, ?, v и заполняют таблицу«v» (уже знал)

Имя прилагательное -само стоятельная часть речи. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? И ЧЕЙ? Изменяются прилаг-ые по родам, числам и падежам .В предложении выполняет роль определения.

« + » (новое)

Все имена прилагательные можно распределить на 3 группы, это разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Каждый разряд имеет свое значение и признаки(перечисление признаков)

« ? » (не понял)

Как определить разряд прилагательного.





Синквейн

Синквейн в переводе на русский язык означает - «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.

Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

Жилин Татьяна

Смелый, преданный, верный Скромная, влюбленная

Действует, переживает, надеется Мечтает, любит, страдает

Жилин пытается бежать из плена Верна своему нелюбимому мужу

Борец идеал

Пирамида

Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков словесности. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:

  1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).

  2. Письменные ответы учащихся - построение «пирамиды».

  3. Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы - заготовки текста.

  4. Написание полноценного текста.

Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради.

Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа.

Третья строка - и три слова о месте и времени действия.

Четвёртая строка - четыре слова о главных событиях рассказа.

Пятая строчка - пять слов о главных героях и их особенностях.

Шестая - шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения - в начале, в середине и в конце рассказа.

На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.

Восьмая - при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.

Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно - только индивидуально или в группах.

Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва.

  1. О чём.

  2. Особенности.

  3. Место и время.

  4. Главные события.

  5. Главные герои.

  6. Ваши эмоции.

  7. Дополнение к п. 1

  8. Собственное мнение о прочитанном.

Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:

  • Можно менять формы слов, части речи, число и род;

  • Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;

  • Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.

В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.

Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения.

Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога.

Внедрение педагогической технологии РКМЧП в полном объёме требует в образовательном процессе наличия новых дидактических средств для организации поиска информации в разных источниках, условий для продуктивной групповой работы, доступа к разнообразным техническим средствам обучения.



Возрастные особенности пятиклассников

Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения - установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

мотивацию учителей. управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Таким образом, рассмотрев возрастные особенности пятиклассников, мы приходим к выводу, что следующие факторы их психологического развития обусловливают необходимость применения технологии «Развития критического мышления» на данном этапе школьного образования:

1. способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции;

2. возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества - равнодушием к учёбе;

3. у ребёнка происходит постепенное обретение чувства взрослости;

4. появляется повышенная критичность к себе и окружающим.

Особенности преподавания литературы в 5 классе

Рассмотрим особенности процесса преподавания литературы в 5 классе, с точки зрения целесообразности использования в нем элементов технология РКМ.

Как отмечают методисты, основная особенность процесса изучения литературы в 5 классе состоит в постепенном переходе от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

На первом этапе изучения литературы в основной школе (5-6 классы) формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад, и др.[34]

С V класса постепенно начинается освоение литературы в движении, в контексте культуры.[35]

При изучении литературы одна из наиболее важных тем - тема «Изучение биографии писателя», и так как изучение биографии писателя является необходимым элементом постижения текста, позволяет понять авторское отношение к изображаемому в произведении, к героям и событиям. Изучение биографии писателя обогащает внутренний мир пятиклассника, даёт толчок к нравственному развитию. Но для ребёнка эти темы однообразны, скучны и сухи. Они зачастую не вызывают эмоционального отклика.[36] При изучении данной темы будет удачным использование приёмов технологии РКМ, а именно:

- таблиц З - Х - У, которые помогут выявить, что учащиеся уже знают по данной теме и что они ещё хотят узнать;

- ИНСЕРТа (чтение с маркировкой текста). В ходе работы учащиеся могут систематизировать материал.

Уроки литературы невозможны без теоретических понятий. Часто дети заучивают определения теоретического характера, не осознавая их смысла. Если же использовать работу с глоссарием или приём «верные и неверные утверждения», то можно заметить, насколько более понятен для учащихся становится теоретический материал.

В центре внимания методики литературы в 5 классе находятся также вопросы развития речи. Развитая речь учащегося - это показатель его высокой читательской культуры, а также умственных способностей. Поэтому задача учителя - развить речь учащихся.

Развитие речи - это руководимый учителем педагогический процесс, система методов и приёмов, направленных на формирование и совершенствование речи учащихся.[37]

Развитию речи учащихся способствуют устные формы ответов и творческие работы. Технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Наиболее удачными, на наш взгляд, будут чтение с остановками и работы с глоссарием.

Технология РКМ большое место уделяет творческим заданиям: эссе и синквейнам



Урок анализа художественного текста в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по теме

«Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе».

ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

(мастерская слова)

Тип урока: Урок-обобщение.

Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, компьютерные технологии).

Цели урока:

1) Образовательные:

1. обобщение материала по данной теме;

2. формирование умений и навыков применения образно - выразительных средств языка (олицетворений, эпитетов) в устной и письменной речи;

3. реализация творческих заданий с применением выразительных средств языка;

2) Воспитательные:

1. развитие культуры речи;

2. развитие умений работать в группах, парах;

3. развития умения слышать и чувствовать собеседника;

4. воспитание эстетического вкуса.

3) Развивающая:

развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.

Подготовка урока, оборудование: диск с записью произведений П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф.Шопена, А.Моцарта. Репродукции картин на тему «Зима», интерактивная доска.

Ход урока:

I. На доске - стихотворение Владимира Соколова.

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

II. Слово учителя

За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира - волшебно красивого мира зимы.

Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…

- Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух)

- как вы думаете, какие слова с точки зрения средства художественной выразительности входят в эти словосочетания? (эпитеты)

- а какие еще средства выразительности языка вы знаете? (олицетворение, метафора)

(На доске открывается тема: «Волшебница зима» мастерская слова)

Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская, мастерская слова!

С некоторыми средствами выразительности языка мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.

(Каждому ученику или паре учеников даётся вопрос, напечатанный на листочке, на который они должны дать экспресс-ответ.)

Варианты заданий:

1. К данным определениям подберите слово синоним, название образно - выразительного средства языка:

яркое, образное определение предмета или явления (эпитет);

перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора);

изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение).

2. Определите вид образно - выразительного средства языка:

"опять серебряные змеи через сугробы поползли";

"утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило";

"по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается";

"только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков".

III. Слово учителя

Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.

(Каждому ученику выдаётся планшет.)

Зима в метафорах:

Я вижу: …….

Я слышу: …….

Я чувствую: ……

Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.

(На интерактивной доске ученики просматривают репродукции и определяют картины, которые произвели на них особое впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы "по настроению".)

IV. Слово учителя:

Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой - небо, которое в ней отражается.

Давайте опять посмотрим в окно. Что можно увидеть в нём зимой, если "включить" воображение? Запишите на планшете в графе «Я вижу».

V. Работа в группах

Поделитесь своими "видениями" с товарищами и нарисуйте одну общую картину.

(Один человек от группы зачитывает работу.)

- Какие выразительные средства языка вы использовали?

Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Как это ни странно, но и зима наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?

(Звучит музыка.)

VI. Составление синквейна.

Синквейн - белый стих со строго заданной формой.

1 строка - любое существительное

2 строка - два прилагательных - эпитета

3 строка - три глагола движения

4 строка - крылатое выражение, смысловая фраза

5 строка - усиливающее содержание слово (предложение)

Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе. А что ещё можно услышать зимой? Представьте свои ощущения в виде синквейна и запишите их в графу «Я слышу». Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.

(Выступления заслушиваются.)

А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.

(Стихи выведены на интерактивную доску и звучат в записи (фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс» авторы - составители В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин). Ребята выписывают метафоры, распределяя их по графам планшета «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую».)

- А теперь прочтите, что вы выбрали.

- А теперь выберите одно словосочетание или целое предложение, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его в ваш планшет. Пусть это будет названием вашего будущего мини-сочинения (эссе).

(На доске для справки написано определение эссе.

Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)

В качестве творческого напутствия хочу вернуться к стихотворению, с которого мы начинали урок .(см. начало урока)

На работу над эссе даётся 15-20 минут, затем написанные тексты своих эссе ребята читают(2-3). Странички отпечатаем и оформим в сборник «Мгновения зимы».

Урок изучения теории литературы в 5 классе

Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения.

Задачи образовательные:

1. дать определение драмы и её жанров;

2. выявить художественные особенности драматического произведения;

3. заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.

воспитательные:

1. формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;

2. формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

развивающие:

1. развивать устную и письменную речь учащихся;

2. развивать умение работать с текстом.

Тип урока: Урок изучения теоретического понятия.

Продолжительность урока - 1 час.

Ход урока:

Стадия вызова.

Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о какого рода литературном произведении пойдёт речь?

Ученики: Драматическом.

Учитель: Известно крылатое выражение, что вся жизнь - театр, и человек в ней - актёр. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то прохожие, то внуки. И в каждой ситуации человек выбирает определённый тон и линию поведения, форму общения.

Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играет какую-то роль для зрителей - это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства и об актёрах.

А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, опреный - ни один из них не обойдётся без слов.

Итак, начнём.

Приём - составление списка известной информации.

- Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

(Разбиваю учащихся на пары)

Приём - «дискуссия в парах»

- Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, проямнит некоторые из них.

- А теперь поделитесь своими знаниями о драме.

(По ходу ответов веду записи на листе бумаги)

2. Стадия осмысления.

Приём «ИНСЕРТ»

- Теперь пора подготовитьсяк чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», "-":

Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;



«Развитие критического мышления посредством чтения и письма» - это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.





Таким образом, происходит

● обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

● создаются условия для дифференцированного обучения;

● формируется направленность на самореализацию;

● вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых.

По моему мнению, технология РКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.

Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.

Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, развиваются творческие способности.

Постепенно у учеников возрастает уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появляется направленность на самообразование, повышается творческая активность учащихся, меняется характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появляется возможность в самореализации в процессе учения).

Список использованной литературы

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397,[3] с

2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. - 176 с.

3.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144с.

4.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

5.Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. "Русский язык", 2009, №7.

6.Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс "Дельта", 2003.

7.Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

  1. kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm</<font color="#000000">







































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал