7


  • Учителю
  • Разработка урока по теме Лирика 1841 года. Гибель М.Ю.Лермонтова

Разработка урока по теме Лирика 1841 года. Гибель М.Ю.Лермонтова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: «Лирика 1841 года. Гибель М.Ю. Лермонтова.



Оборудование урока: акварель М.Ю. Лермонтова «Пейзаж с березами» 1828-1832 г.г. Иллюстрация А.Якимченко «Выхожу один я на дорогу» 1841г.

Романсы Е.Шашиной «Выхожу один я на дорогу» и М.Балакирова « Сон»,презентация по теме урока

Эпиграф к уроку: «Погиб поэт…»

М.Лермонтов

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с последним периодом жизни и

творчества

М.Ю. Лермонтова и причинами, приведшими к роковой дуэли.

2. Формирование умений анализировать тексты лирических

произведений

«Выхожу один я на дорогу» «Родина»

3. Привлекая на уроке музыку,эстетически воспитать

учащихся, расширить их кругозор и углубить представление

школьников о взаимных связях и специфике литературы и

музыки.



На данном уроке используются следующие приемы: лекция учителя с элементами беседы, программированные задания, беседа с учащимися, индивидуальное задание.



План урока:

  • Лекция учителя с элементами беседы о последнем периоде жизни поэта.

  • Чтение стихотворения «Сон» и прослушивание романса М. Балакирова.

  • Продолжение лекции учителя.

  • Чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу» и программированные к нему задания.

  • Сопоставление данного стихотворения романсом Е.Шашиной.

  • Слово учителя о стихотворении «Родина»

  • Чтение и беседа по тексту стихотворения «Родина»,прерываемые индивидуальным заданием № 1

  • Индивидуальное задание № 2.

  • Домашнее задание



I Слово учителя.

В феврале 1841 г. М.Ю. Лермонтов последний раз приехал в Петербург. Он уже нашел свой жизненный путь, понял свое назначение и еще более, чем когда-либо поэту захотелось выйти в отставку и заняться литературной деятельностью.Но надежды на отставку было мало, в правящих сферах к нему были чрезвычайно не расположены. К довершению всего, Михаил Юрьевич тот же час по приезде в Петербург имел несчастье настроить против себя всех. На другой день после прибытия в столицу поэт присутствовал на балу, данном графиней А.К.Воронцовой -Дашковой (знакомой поэта). Считалось в высшей степени дерзким и неприличным , что опальный офицер, отбывающий наказание, смел явиться на бал, на котором были члены императорской фамилии. Надежда получить разрешение покинуть службу оборвалась.

«Марта 9-го,- писал М.Ю.Лермонтов Бибикову А.И. (знакомый Лермонтова, офицер), уезжаю отсюда заслуживать себе отставку на Кавказе.

После кратковременной отсрочки, выхлопотанной бабушкой и друзьями, Лермонтов

вынужден был покинуть столицу.

Прощаясь с Петербургом, поэт пишет гневное стихотворение.



Учитель обращается к классу с вопросом:

- Какое стихотворение было написано в этот период?

(Звучит стихотворение «Прощай, немытая Россия..»)

Путь к месту назначения лежал через Пятигорск, где Лермонтов задержался.

Здесь судьба свела Лермонтова с Мартыновым, человеком тщеславным и самолюбивым. Он постоянно раздражался против Лермонтова, в душе считал его ниже себя и по «карьере» и по талантам «салонным». О его поэтическом гении Мартынов, как и многие современники, судил свысока, но он стеснялся резко высказывать внутреннее негодование на Михаила Юрьевича, хотя не раз просил поэта оставить его в покое своими издевательствами, « в присутствии дам».

Подобный инцидент «в присутствии дам» на одном из вечеров и привел к роковым последствиям.

Мартынов требовал удовлетворения. Комментариями и лучшими истолкованиями тогдашнего душевного состояния поэта могут служить его последние стихи.

II Чтение стихотворения «Сон» заранее подготовленным учеником. После чтения стихотворения учитель задает классу вопросы:

-О чем это стихотворение?

- Какие два образа создает поэт?

После ответов учащихся звучит романс М. Балакирова «Сон».

Вопрос учащимся

-Как меняется музыка в зависимости от различных картин и образов, которые рисует поэт?

В музыке первой части романса чувствуется сила трагизма, вторая часть романса более ровна в эмоциональном отношении, что и соответствует содержанию стихотворения.

III Продолжение лекции учителя.

Один из тогдашних посетителей Минеральных вод, товарищ поэта поэта по школе Гвоздев П.А., поздно вечером в этот день встретил Михаила Юрьевича на одинокой прогулке. Он был мрачен и говорил о близкой смерти.

Одиноким вышел поэт на дорогу жизни и нигде не мог найти настоящего приюта. То сравнивает он себя с дубовым листом, который еще свежим и зеленым оторвался от ветки родимой.

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый

Засох и увял он от холода зноя и горя

И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая. ( «Листок»)

Но и сосна не принимает его, не пара он ее свежим листам.

То чувствует себя поэт сильным и твердым, как утес, то сиротой в этом мире.

Однако

Он стоит: задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне…(«Утес» )

И вот настал тот роковой день. Ближайшие к поэту люди не верили в возможность серьезной развязки, в кругу молодежи даже господствовало убеждение, что все это шутка. Но это была не шутка -это было злодейское убийство.

«Мы отмерили с Глебовым 30 шагов,- вспоминает секундант Лермонтова Васильчиков- последний барьер поставили на 10-ти и, и разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться на 10 шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, а другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!». Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх….В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движений ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.

Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом- сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие….

Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.

Невольно вспоминаются строчки Лермонтова:

Его убийца хладнокровно

Навел удар. Спасенья нет.

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Рассказывают, что Николай 1 сообщил членам своей семьи о гибели Лермонтова в словах, обнажающих его ненависть к поэту. «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке собаке собачья смерть!» Но вся мыслящая Россия была поражена и возмущена этим убийством. Сохранилось письмо одного петербургского дворянина, находящегося в те дни в Пятигорске. Вот что он пишет: « Плачьте, милостивый государь, плачьте…Нашего поэта нет - Лермонтов убит на дуэли отставным майором Мартыновым.. И этот возрождающийся гений должен погибнуть от рук подлеца: Мартынов - чистейший сколок Дантеса…Поэта не стало! После выстрела он не сказал ни одного слова, взглянул только три раза и простился с жизнью…На другой толпа народа не отходила от его квартиры Все, кто был в Пятигорске, участвовали в его похоронах.. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли…офицеры, и все без исключения шли пешком до кладбища несли…. Сожаления и ропот публики не умолкали ни на минуту.»

Современники видели в дуэли Лермонтова с Мартыновым повторение такого же гнусного убийства, какое произошло в январе 1837 года на Черной речке. Судьба двух великих поэтов, «восставших против мнений света»оказалась одинаковой.

Незадолго до своей гибели (точная дата неизвестна ) Лермонтов написал одно из лучших своих стихотворений «Выхожу один я на дорогу». По словам В.Г.Белинского, оно даже среди лучших созданий Лермонтова принадлежит «к блестящим исключениям». Лермонтов, когда писал эти строки, не мог знать, что его путь завершается, что жить ему осталось считанные дни. Но удивительно то, что об этом как бы знают сами стихи: многие сквозные мотивы лермонтовского творчества находят в них завершение или, точнее- завершающую полноту выражения.

IV Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и программированные к нему задания.

  1. Прочтите стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

  2. Используя прием композиционного анализа, проследите, как изменяется настроение стихотворения.

  3. Найдите зачин, строки, выполняющие его функции.

( Первые два стиха. Пейзаж и образ дороги. )

  1. Какой лирический образ возникает во второй строфе?

( Дорога превращается в отвлеченный путь. Ощущается символическое, переносное значение пути.)

  1. Какие ассоциации вызывает у вас этот символический художественный образ? Выявите метафорическое и символическое значение этого образа, предварительно сформировав цепь ассоциаций.

  2. Определите художественные средства, которые помогают создать поэту грандиозную космическую картину в этом стихотворении.

( олицетворения, 1,2,4,5 строфы )

7. Каким настроением окрашены 3,4,5 строфы? Печаль? Радость?

( печаль исчезает)

8. С помощью каких образов поэт создает картину Вселенной?

В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянье голубом…

  1. Определите, в каком месте стихотворения наступает эмоциональный перелом?

Каков он? В какую сторону изменяется?

..Что же мне так больно и так трудно?....

  1. Найдите, в какой строфе появляется контраст. Усиливается он или смягчается далее?

( От безнадежного начала 3 строфы совершается переход к мечте, воплощению

свободы и покоя.( 4 строфа). Контраст смягчается.)

  1. Определите на какой ноте заканчивается стихотворение. Какой второй тематический образ сближается с первым? ( образ природы- дуб)

  2. Выделите концовку стихотворения. Какова ее роль?



V Звучит романс Е.Шашиной «Выхожу один я на дорогу»

Учащиеся думают над следующим вопросом:

- Как композитор с помощью музыки передает нам настроение лермонтовского стихотворения?

Музыка проста и мелодична, она не претендует на выражение философского смысла стихотворения. Мелодия передает лиризм, поэтичность общего чувства и настроения.

- Что вам больше понравилось: поэтический текст или те же слова, положенные на музыку? Почему?



VI Слово учителя о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Родина»

Образ Родины, возникший в раннем рисунке М.Ю.Лермонтова(«Пейзаж с березами»1828-1832г- учитель обращает внимание класса на него- вновь рождается в позднем стихотворении поэта, которое так и называется- «Родина». В нем переживания поэта за судьбу Родины. Это стихотворение является и своего рода объяснением в любви к своему Отечеству.

Тарханы( ныне село Лермонтово Пензенской области)- колыбель его детства. Именно в этой провинциальной глуши и родилось то великое чувство, которое и определило весь трудный путь поэта. Не случайно в «Родине» показаны черты преимущественно «сельской России».

Лермонтов пишет о самом дорогом, о том, что вошло в него с ранних тарханских лет. Прежде чем он постиг «степей холодное молчанье», увидел «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям», прежде чем осознал красоту и величие Отчизны, он полюбил тихий говор родной речки, протекавшей в ста шагах от барского дома, испытал отраду от шепота листьев небольшой дубовой рощи, примыкавшей к их усадьбе, восторгался красотой тарханских полей, простиравшихся до самого горизонта.

Давайте же прислушаемся с вами к тому, как сумел выразить свои сокровенные мысли великий поэт земли русской.







VII-VIII Чтение и беседа по тексту стихотворения М.Лермонтова «Родина».

Индивидуальное задание

Прочти стихотворение «Родина» и подготовь сообщение об истории создания данного произведения. ( В докладе должны быть отражены следующие моменты:

-славянофильство как течение, его основные идеи

- спор Лермонтова со славянофилами

Продолжение беседы учителя с учащимися.

-Так как вы думаете, с чем были связаны надежды М.Ю.Лермонтова на будущее России?

- Какие картины русской жизни рождают у поэта отрадные мечтания? Подтвердите примерами из текста

- Какие образы возникают во 2-й строфе стихотворения? ( Образы степи, леса и речки )

-В первом варианте стихотворения у Лермонтова было вместо слова «степь»- слово «поле», т.е. «ее полей холодное молчанье». Как вы думаете, почему автор изменил 1 вариант, отдав предпочтение слову «степь»?

( Поэт избирает слово «степь», чтобы подчеркнуть бескрайность просторов своей Родины. Ведь поля меньше, ограниченнее, чем степь.. А степь- это бескрайность и вольность.

-Следующая строчка также претерпела изменения. В 1 варианте было: «Ее лесов дремучих колыханье». Попробуйте объяснить замену, произведенную поэтом

Так же, как и в 1 случае, для того, чтобы подчеркнуть бескрайность России, ее просторы.

Широта, бескрайность русских просторов приводит поэта к мысли о необъятности России и величии пути, ее ожидающем.

Сложность и расчлененность отношения героя «Родины» к своему Отечеству обнаруживается и в композиции произведения.





IX Домашнее задание:

1.Выучить наизусть стихотворение «Родина»

2. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Лирический герой в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Каким он вам представляется? (На примере произведений, разобранных в классе)























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал