7


  • Учителю
  • Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок 12. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

Содержание урока



Приветствую тебя, мой юный друг. Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по дорогам Литературы. Мы поговорим о биографии и творчестве Н.В. Гоголя. Познакомимся с исторической основой его повести «Тарас Бульба». Ты узнаешь об истории появления этого произведения. Познакомишься с героями повести.

Чтобы продолжить урок, нажми кнопку "Далее"



Страница 1

Биография писателя



Николай Васильевич Гоголь - одна из ключевых фигур в лите­ратурном процессе первой половины XIX в.

Его человеческий и творческий облик очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полу­тора столетий не утихают споры о "феномене Гоголя", "загадке" его искусства, "тайне" его личности.

Предлагаю тебе презентацию «Биография Гоголя» Посмотри ее внимательно, она поможет больше узнать о русском писателе. Будь внимателен, так как тебе предстоит ответить на некоторые вопросы. Управление презентацией - по щелчку.

«Биография Гоголя»

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Примечание. Чтобы посмотреть презентацию во весь экран, щелкни левой кнопкой мыши по ее названию.

Презентация - это только иллюстрация, более подробно познакомиться с биографией русского писателя ты можешь, нажав кнопку «Это интересно»

«Это интересно»

Семья. Детские годы

Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В.П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В.В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д.П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечатлений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К.В. Мочульского, постоянно жил «под террором загробного воздаяния».

Годы учения. Переезд в Петербург

Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно «в лирическом и сурьезном роде».

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А.С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А.С. Пушкину.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...». Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Гоголь - знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М.П. Погодиным, С.Т. Аксаковым и его семейством, М.С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.

«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»

1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи» (будущей «Женитьбы»). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик - пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств - вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» - столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же «петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, «Нос» и «Шинель») - это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», в котором «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом.

Главная книга

В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами», сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему Пушкиным.

Второй том «Мертвых душ»

После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения.

В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.

К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А.П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.

Прежде чем продолжить урок, проверь себя, выполни задание

Задание 1

ИНСТРУКЦИЯ: Ответь на вопросы и нажми кнопку "Отправить".

Внимательно следи за орфографией - правильностью написания!

Вопрос 1. Сколько детей было в семье Гоголей? (6)

Вопрос 2. В каком году гоголь впервые приезжает в Петербург? (1828)

Вопрос 3. Как называется первый сборник Гоголя, принесший ему известность? («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Вопрос 4. Как называется цикл, в который вошла повесть «Тарас Бульба»? («Миргород»)

Вопрос 5. Какую книгу Гоголя называют главной его книгой? («Мертвые души»)



Чтобы продолжить урок, нажми кнопку "Далее"

Страница 2

Краткий исторический экскурс



Заглянем далеко в историю и попытаемся объяснить политическую обстановку на Украине, описанную в повести Гоголя. Для чего? Чтобы лучше понять события и поступки героев повести «Тарас Бульба».



Дорогой друг, посмотри и внимательно послушай аудиолекцию

Исторический комментарий к повести

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Примечание. Чтобы посмотреть презентацию во весь экран, щелкни левой кнопкой мыши по ее названию.



А теперь прочитай, как Н.В. Гоголь пишет об этом времени.



Отрывок из повести «Тарас Бульба» (ссылка)



Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы, - и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: "Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак" (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, - и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход - воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, - все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: "Эй вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!" И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.



Итак, мы видим, что это время - время исторической катастрофы, меняющей прош­лый уклад жизни, формирующей новые качества характера чело­века, живущего в условиях угрозы вражеских набегов, качества, по­могающие выжить, защититься, довольствоваться ради этого малым.

Выполни задание 2

Задание 2

Ответь на вопрос, написав 1-2 предложения.

В связи с чем в повествовании автор позволяет столь широкое отвлечение на историческую тему?

Ответ (Читатель начинает понимать характер главного героя, осо­бенности его отношения к основным жизненным ценностям). Предполагается, что этот ответ должен проверить учитель.

Чтобы продолжить урок, нажми кнопку "Далее"

Страница 3

История создания повести



Дорой мой исследователь! Повесть «Тарас Бульба» (1835 г.) - результат серьезной работы автора. Повесть имеет две редакции (два вариан­та текста). Почему? Попробуй найти ответ, изучив презентацию «История создания повести».

Управление презентацией - по щелчку.

История создания повести

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба



Примечание. Чтобы посмотреть презентацию во весь экран, щелкни левой кнопкой мыши по ее названию.

Какой вывод можно сделать?

Именно во второй редакции повесть приобрела ту реалистическую полноту и завершенность поэтической формы, которая отличает это великое произведение русской классической литературы.

А теперь, мой юный друг, мы можем обратиться к исследованию самой повести.

Чтобы продолжить урок, нажми кнопку "Далее"

Страница 4

Образ Тараса Бульбы



Я надеюсь, ты уже прочитал повесть Н.В. Гоголя и готов более внимательно рассмотреть главных героев: Тараса Бульбу и его сыновей Остапа и Андрия.



Послушай отрывок из повести и ответь на вопросы

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

(После щелчка на картинку должен пойти звук)



  • Как Тарас обращается к своим сыновьям?

  • Как, по-твоему, он к ним относится?

  • Как Остап относится к отцу?

  • Рад ли Тарас встрече с сыновьями?

  • Гордится ли он ими?

  • Над чем он смеётся?

  • Понимает ли мать Тараса и своих сыновей?

Мой друг, ты услышал, как разговаривает Тарас с сыновьями, как ведет себя сам. Его пренебрежение к ценностям мирной жизни, как и подобает воину, видно в высказываниях героя: «не слушай, сынку, матери», «сабля - вот ваша матерь», чему учат в академии - «все дрянь», настоящая наука - добрый конь и чистое поле. При встрече с сыновьями, угощает их тем, что есть:

«Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная…».



Найди в тексте повести описание светлицы Бульбы и ответь на вопросы:

  • Какие предметы мы видим в светлице?

  • О какой черте Тараса говорит каждый предмет?

Попробуй сделать вывод, проверь свои размышления, нажав на ссылку

Вывод

Описание интерьера и быта выступают в повести как средство раскрытия образа героя. Светлица Бульбы «опрятная», «на стенах нагайки, сетки для птиц, невода и ружья…», изящные вещицы попали Тарасу «чрез третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена». Необходимость всегда быть на страже, готовность в любой момент выступить в поход и, возможно, быть убитым наложили отпечаток на быт и привычки героя. Главное в его жизни - военное дело.

Чтобы продолжить урок, нажми кнопку "Далее"

Страница 5

Сыновья Тараса

Остап и Андрий. Что в них общего?



А теперь поговорим о братьях.

Отвечая на поставленные вопросы, заполни таблицу, перечертив ее в свою тетрадь. Эту работу проверит твой учитель литературы.

Сравнительная характеристикаВопросы сравнения

Остап

Андрий

1. Портрет (внешние черты)





2. Отношение к учёбе, способности





3. Отношение к наказаниям





4. Качества характера





Приступим.

Остап.

  • Прочитай описание внешности Остапа.

  • Какие черты выделяются в его портрете?

  • Объясни, почему он закапывал свой букварь.

  • Как он относился к учёбе?

  • Почему он всё-таки стал учиться?

  • Как он относился к наказаниям за проделки?

  • Как он выносил наказания?

  • Какие черты характера ты можешь выделить в Остапе?

Андрий

  • Прочитай, как выглядит Андрий.

  • Какие черты выделяются в его портрете?

  • Как Андрию давалась учёба?

  • Как он вёл себя в проделках?

  • Наказывали его? Почему?

  • Какие выводы о качествах его характера можно сделать?

Проверь себя, выполни задание

В папке заархивированный файл, ЦОР (school-collection.edu.ru/catalog/res/af6a6a59-e764-4a10-b590-62cfadae6361/?from=cc4e42e8-5f69-41ba-bcff-46f09f45ba73&interface=pupil&class=49&subject=10)

Домашнее задание

  1. Ответ на вопрос со страницы 2 данного урока.

  2. Таблица «Сравнительная характеристика героев».



На следующем уроке ты продолжишь работу по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». материалы могут тебе пригодиться.

Нажми кнопку "Далее"

Страница 6

Дополнительные материалы

  1. Размышления над картиной

Рассмотрим репродукцию картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

  • Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

  • Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?

  • Какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?

  • Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

  • О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

  • Как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели - защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

Рассказ о картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

В 1888 году художник И.Е. Репин приехал в Екатеринодар, чтобы сделать наброски для своей будущей картины. В станице Пашковской в это время проживали казаки-пластуны. Здесь художник написал этю­ды и наброски казаков Д.М. Онищенко, М. Семека и др.

Исторический эпизод передан в жанровой сцене. В ответ на пред­ложение турецкого султана Магомета вольному казачеству прекратить сопротивление и перейти к нему на службу запорожцы пишут письмо восточному владыке, полные гнева, презрения, насмешки. «Не годен ты будешь сынов крестьянских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землёю и водою будем биться с тобой...» - писали казаки султану, зная, что юмор может сразить, как сабля.

На переднем плане изображена оживлённая группа казаков, в сво­бодных позах сидящих за столом, воодушевлённо и шумно обсуждаю­щих текст письма. Сидящий в центре атаман Серко чуть иронически усмехается, зажав зубами любимую трубку. Запрокинув назад голову, неудержимо, раскатисто, во всё горло хохочет пожилой казак. В неис­товом порыве смеха чуть не падает казак, сидящий на переднем плане. В глубине видна сплошная масса запорожского войска. Казачьи пики упираются чуть ли ни в небо; плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят ясные и могучие казаки.

Центральный герой картины - кошевой атаман Иван Серко. Всё в фигуре атамана говорит о его силе и властности. Именно такой чело­век мог разгуливать на «чайках» по Чёрному морю и совершать смелые походы в Крым. Следя за движением руки казака с поднятой рукой, мы| можем увидеть дым костров, копья, головы запорожцев. Всё огромное] пространство занято людьми, собравшимися для защиты родной земли от опасных южных соседей.

В центре картины - небольшая группа смеющихся казаков. У них му­жественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник.

Картина Репина создаёт яркие, живые впечатления о казачьей воль­нице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «...и вот эта гордость удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием...»



2. Альбом иллюстраций

Е. Кибрик. Иллюстрации к повести «Тарас Бульба»

Одно из возможных заданий. Найди отрывки текста повести, которые проиллюстрировал художник, приготовь их пересказ

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Андрий

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Остап



Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

В Запорожской Сечи

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Тарас над телом Андрия

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Горе Тараса

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Расставание казаков



Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Остап перед казнью

Урок по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Смерть Тараса







3. Кинозал

На следующем уроке ты будешь размышлять о том, как понимают герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» товарищество и братство, поэтому посмотри отрывоки из фильма В. Бортко «Тарас Бульба»

  1. Речь о товариществе (0,38 - 3.28 минуты фильма)

  2. Запорожская сечь (18.25 - 23.36 минуты фильма)

(Я не знаю, как вырезать из фильма)





Список использованной литературы



  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе, 7 класс.- М.: «ВАКО», 2004

  2. Пискунова Т.А. Литература. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. - Ярославль: Академия развития, 2010

  3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе: Уроу за уроком. - М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2000.

  4. КМ-школа. Уроки литературы 7-8 класс

  5. Единая коллекция ЦОРов school-collection.edu.ru

  6. Сайт учителя русского языка и литературы Петровой Инессы Николаевны peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/gogol_taras_bulba</</u>



1





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал