7


  • Учителю
  • Материал открытого урока по литературе.

Материал открытого урока по литературе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛАЧЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ»

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ

Материалы

Открытого урока

По учебному предмету «Литература»

Преподавателя высшей квалификационной категории

Грюк Оксаны Валерьевны

КАЛАЧ-НА-ДОНУ

2013



А.П.Чехов

УРОК№ 4.

Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад».

Студент должен знать:

-основные факты жизни и творчества писателя;

-понятие «драма», «драматургический конфликт», «комедия»;

-понятие «подводное чеховское течение»;

-содержание пьесы «Вишневый сад»;

Студент должен уметь:

-сопоставлять факты биографии писателя с характером его творчества;

-находить в пьесе «Вишневый сад» элементы «подводное течение»;

-выявлять особенности драматургии писателя;

Методическое обеспечение:

1.Учебник «Литература» ( под ред. Г.А.Обернихиной и др., Академия,2010);

2.Практикум (под ред. Г.А.Обернихиной,Академия,2010);

3.Литератра. Книга для преподавателя (Г.А.Обернихина, Е.В.Мацыяка,Академия,2008);

Цели:

1.учебная - знакомство с особенностями чеховской драматургии;

2.развивающая-развитие умения самостоятельной работы с текстом произведения по теме занятия;

3.воспитательная - развитие добросовестного отношения к выполнению домашней работы;

Тип урока: комбинированный;

Методические приёмы:

-письменный опрос;

-лекция преподавателя;

-анализ текста художественного произведения и видеоматериала;

-самостоятельная работа студента с учебником и справочной литературой;

Оборудование:

-учебник, практикум под ред. Обернихиной Г.А,Литература,Академия,2010;

-И.В.Золотарёва, Поурочные разработки по русской литературе,М, ВАКО,2008;

-видеоматериалы спектакля «Вишнёвый сад»;

-раздаточный материал с лекцией преподавателя;

-толковый словарь С.И.Ожегова (любое издание);

План работы на уроке:

1.Готовность студентов. Орг.момент (проверка наличия студентов на занятии их готовность к работе).

2.Проверка домашнего задания:

просмотр преподавателем работы в тетради, письменный ответ по вариантам

-1 в. Детство и годы учебы А.П.Чехова;

-2в-Поездка на о. Сахалин;

-3в. А.П.Чехов и МХАТ; );

3.Сообщение преподавателя об особенностях чеховской драматургии.

Время, а вернее безвременье, 80-х годов наложило отпечаток на мировоззрение А.П.Чехова.

80-е годы 19в.-это эпоха разочарования, эпоха переоценки ценностей, эпоха поиска новых путей развития России. Чехов же не искал новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто любил Россию, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть, в своём повседневном течении.

В отличие от своих предшественников героем его произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека (обывателя). Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной проблемой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом пробуждения обыденного сознания или уже за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя не важны размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, ничему не учит, не раскрывает психологическое состояние своих героев (которое герои сами не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место, чувствует вместе с ним. Для создания такого настроя писатель часто пользуется приёмом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир косвенно. Такой приём называют приёмом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу, что смутные душевные случайные движения, малозначительные факты, постепенно накапливаясь, могут привести к серьёзному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Методы и принципы изображения внутреннего мира героя, сложившиеся в прозе Чехова, разрабатываются им в драматургии. Он создаёт новую драму, где обязательные детали для классической драматургии отсутствуют, но зато возникает особый чеховский подтекст или «подводное течение». Его суть заключается в том, что за внешне бытовым скрывается внутренняя динамичная эмоциональная жизнь. Действие ведёт не внешний конфликт, всем понятный, бытовой, а внутренний, эмоциональный, не всегда различимый внешне. Главное в драме Чехова не единство сквозного действия, а единство эмоционального переживания.

Театр Островского-театр автора, театр Чехова-театр режиссера;

Актуализация опорных знаний:

-работа со словарём литературоведческих терминов (драма, комедия, конфликт);

Актуализация новых знаний:

-чтение стр. 344-346 учебника c последующим устным ответом на вопрос: «Почему авторы учебника утверждают, что А.П.Чехов создал новую драматургию»?

После устного ответа прописать его в тетрадь (использовать материал учебника);

-запись с экрана (для лиц с ограниченными возможностями здоровья - распечатка увеличенного шрифта;

4.Просмотр эпизода с целью выявления особенностей драматургии.

Задание: Проследите на отрывке из спектакля «Вишнёвый сад» особенности чеховской драматургии( видеоматериал- 5-6 мин)

5.Применение новых знаний. Комментарии студентов по просмотренному отрывку.

6.Чтение и запись в тетрадь сведений о пьесе «Вишневый сад» с целью обобщения материала по теме (смотреть текст пьесы).

-Особенности чеховской драматургии:

-атмосфера всеобщего неблагополучия;

-всеобщее одиночество;

-психологическая глухота;

-отсутствие прямого носителя зла;

-отсутствия деления на плохих и хороших героев;

-приглушенный конфликт;

-характер героев раскрывается не в борьбе за достижение целей, а в переживаниях противоречивости бытия;

-изменение духовного мира ведёт к изменению сюжета;

-герой живет одновременно в двух мирах: внешняя и внутренняя жизнь;

-двойственный конфликт(на внешнем уровне -разрешён, на внутреннем - безысходен);

-диалоги и монологи строятся на недомолвках, иносказании.

-наличие подтекста (подводное течение);

7.Вопросы к преподавателю по теме занятия.

8.Индивидуальное сообщение студента «А.П.Чехов и МХАТ» (см. статью «Не играть, а жить на сцене» из кн.Три века русской сцены)).

9.Подведение итогов занятия: что узнали нового? что запомнили? Как это можно применить в жизни?

10.Рефлексия. Оценка. Самооценка.

10.Домашнее задание: на примере любого действия пьесы найти и прокомментировать «подводное течение», выучить по записи в тетради особенности чеховской драматургии.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал