7


  • Учителю
  • История воззрений на общество

История воззрений на общество

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

История воззрений на общество 2 вариант Соотнесите имена ученых и их теории

    Дэвид Юм


    Интеллектуальная эволюция человечества

    Три теоретические стадии:

    Теологическая: все явления объясняются на основе религиозных представлений;

    Метафизическая: «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее.

    Научная: на этой стадии главенствует научное познание, которое стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений.

    Социология устанавливает законы общественного развития.

    Общество третьей стадии. Согласно его представлениям в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и

    рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для

    которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению

    капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и

    учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при

    такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся

    система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

      Бе́ркли

        Рассматривает на человека с трех сторон:

        • с позиций морали и нравственности,

        • с гражданских и государственных позиций,

        • с экономических позиций.

        Он считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде, сумма которых и образует интересы общества. Такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

        Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой он видел в частной собственности.

        Он создал логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

        Самый известный его афоризм - «невидимая рука рынка»

          Адам Смит


            В целом, картину мира, согласно его философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.

            Внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.

              Фридрих Ратцель


                Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.

                Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

                Концепция социальных институтов

                Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

                Институты:

                Домашние. Обрядовые. ПолитическиеЦерковныеПрофессиональные и промышленные

                Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Принцип индивидуализма: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

                  Конт


                    Познание начинается с опыта и заканчивается опытом»

                    Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Но и о мире существующем не может быть получено истинное знание. Он отвергает возможность теоретического знания о мире, отрицает причинно-следственную связь явлений.

                    Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

                    Общество, согласно его взглядам, возникло в результате естественного развития семейных и родовых отношений людей на основе осознания определенных общих интересов. Основной движущей силой развития общества считает он удовлетворение потребностей и достижение прибыли.

                    С возникновением власти общество становится государством.

                    Первым систематически разработал теории труда, денег, прибыли, налогообложения, международной торговли и торгового баланса.

                      Бентам


                        Главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива.

                        В основе этики лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека.

                        Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

                        Высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей

                          Спенсер

                            1. Государства - это организмы, которые рождаются, живут, стареют и умирают.

                            2) Рост государств как организмов определен заранее.

                            3) Важнейшими факторами среды, оказывающими воздействие на культуру, он считал географическое местоположение, климат, почву, рельеф, близость к морю и т.д. Даже в условиях развитой культуры, которая становится самостоятельным фактором истории, каждый народ тесно связан со средой своего обитания. Исторический пейзаж откладывает свой отпечаток на гражданина государства.

                            4) Главной идеей является теория "жизненного пространства". Он выдвинул гипотезу о противостоянии между "континентальными державами" и "морскими державами».

                              Карл Маркс


                                Его работы сформировали в философии диалектический и

                                исторический материализм,

                                в экономике теорию прибавочной стоимости,

                                в политике теорию классовой борьбы.

                                Эти направления стали основой коммунистической и социалистической идеологии

                                Формационная концепция развития общества

                                  Милль

                                    Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует.

                                    Как экономист известен своей работой "Принципы политической экономии" , которая стала основным учебником по экономике для начинающих, библией экономистов. Исключительная популярность книги объясняется удачным переплетением элементов классического и антиклассического направлений экономической теории.

                                      Рикардо

                                        Государство и составляющий его народ считает явлениями равнозначными.

                                        Народы должны строить свои взаимоотношения руководствуясь не силой, а правом и справедливостью.

                                        В качестве источника права признает и свободную волю бога (право божественное) и мирское происхождение (право волеустановленное или право человеческое ). Человеческое, источник, которого - гражданская власть, и права народов, получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них. Источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.

                                        Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом".

                                        Его концепцию войны и природной справедливости можно выразить словами «справедливость попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы»

                                          Гроций

                                            Сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.

                                            Ему принадлежит

                                            • первая четкая формулировка количественной теории денег,

                                            • разработка теории ренты,

                                            • трудовой теории стоимости (единственным источником, которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества)

                                            • заработной платы (сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов),

                                            • исследование процессов движения товаров и денег,

                                            системы налогообложения

                                              Валлерстайн


                                                Главным понятием его концепции является мир-экономика - система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве.

                                                История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей.

                                                Тем самым он оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.

                                                Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» - деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию.

                                                Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра за роль гегемона в мировой торговле.

                                                5




                                                 
                                                 
                                                X

                                                Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                                                После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                                                Кнопки рекомендации:

                                                загрузить материал