7


  • Учителю
  • Урок окружающего мира в 4 классе «В мастерской художника.»

Урок окружающего мира в 4 классе «В мастерской художника.»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема: В мастерской художника. Цели: 1.Познакомить детей с одним из видовискусства – историческим жанром в живописи. 2.Рассказать об истории возникновения Третьяковской галереи. 3.Познакомить с творчеством К. П. Брюллова и его знаменитой картиной«Последний день Помпеи».
предварительный просмотр материала

Тема: В мастерской художника.


Цели:

1.Познакомить детей с одним из видов искусства - историческим жанром в живописи.

2.Рассказать об истории возникновения Третьяковской галереи.

3.Познакомить с творчеством К. П. Брюллова и его знаменитой картиной «Последний день Помпеи».

4.Познакомить с творчеством В. М. Васнецова и его картиной «Богатыри».

5.Воспитывать гордость, любовь и уважение к творчеству русских жудожников.


Оборудование: портрет П.М. Третьякова в исполнении И. Крамского, репродукции картин знаменитых русских художников В.Васнецова, К. Брюллова и другие, учебник, тетрадь творчесих заданий.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Начинаем наш урок «Введение в историю». На сегодняшнем уроке мы продолжим удивительное путешествие к знаменитым русским мастерам. Но сначала давайте вспомним, у какого мастера мы побывали на прошлом уроке?( У мастера каменных дел)

2.Проверка домашнего задания.

  • Кого мы называем мастером?

  • Как назывались на Руси мастера каменных дел? (Зодчие)

  • Что такое «зодчество»? (Это строительное искусство)

  • Какой храм был построен в честь победы над печенегами Ярослава Мудрого?( Храм Покрова на Нерли)

-Какой храм был построен в честь взятия Казани Иваном Грозным?( Собор Василия Блаженного)

  • Какое ещё название имеет этот собор?(Покровский)

Почему собор на Красной площади получил название Покровский? (Его начали строить после праздника Покрова)

3.Знакомство с новым материалом.

Ребята, на уроках изобразительного искусства мы делаем что-то своими руками. Чаще всего вы довольны своей работой и хотите, чтобы её увидели другие. Но иногда вам не хочется показывать. Я спрашиваю: " Почему?". А вы отвечаете: " У меня плохо получилось."

  • Почему плохо?

-Некрасиво, - поясняете вы.

" Красиво" и "некрасиво". Что это за понятия? Откуда у человека это чувство? И как он наичился видеть, понимать, ценить красоту и создавать красивое?

Давйте отправимся в увлекательное путешествие по страницам истории и узнаем, как давно человек научился рисовать.

-А как вы думаете, давно ли человек научился рисовать?

-Какие рисунки он рисовал?

Такой вид искусства, как живопись, зародился ещё в первобытные времена. Это открытие было сделано на севере Испании в 1868 году. Один испанский археолог- любитель нашёл пещеру, в которой сохранились следы пребывания первобытного человека. Однажды он взял с собой маленькую дочку и, посадив её к себе на плечи, прогуливался по пещере, освещая путь факелом. По привычке всех археологов он смотрел в землю, надеясь отыскать ещё какой-нибудь интересный предмет. А девочка, по привычке всех детей вертела головой в разные стороны.

Вдруг девочка от испуга уронила свечку и закричала: "Бык!". "Откуда здесь взяться быкам!"- успокоил её отец. Но взглянув на потолок, археолог и сам пришёл в сильное волнение. Ещё бы! Он был поражён открывшимся перед ним зрелищем: потолок и стены пещеры были разрисованы изображениями зубров и других диких животных. Они были точно живые. Одни щипали травку, вторые лежат, третьи падают от стрелы охотника. оказалось, что стены пещер, жилищ древних людей, сохранили рисунки первобытных художников.

Первобытные люди, едва освоившись в окружающем их мире, пытались изобразить его доступным им способом. Так появились первые рисунки на стенах пещер. Человек пробовал рисовать на любом подручном материале: дереве, камне, кости.

Шли века. Но не угасало стремление людей передать с помощью рисунка красоту жизни. Живопись развивалась, появлялись различные жанры - портрет, пейзаж, натюрморт. А вот картины, в которых оживают события прошлого, относятся к историческому жанру.

Долгое время на Руси ведущим направлением в живописи была иконопись.

  • А что такое икона?

  • Как называется круг над головой святого, изображённого на иконе?

  • Почему писание икон считалось богоугодным делом?

  • Какая самая почитаемая икона была на Руси? (Владимирская Богоматерь)

Но в 17 веке зарождается портретная живопись. Русские персоны - портреты, написанные "взаправду", а не в традиционной манере иконописных мастеров.

17 век - век зарождения русской светской живописи ( т.е. рисование уже не на религиозные темы).

В 18 веке портретная живопись продолжает развиваться.

А вот уже в 19 веке наряду с портретом получают своё развитие и другие жанры в живописи - пейзаж, натюрморт.

  • Ребята, а где хранятся картины? (в музее)

Музей, где хранятся картины или по другому музей живописи называется картинная галерея. В Москве есть один из таких музеев. И называется он Третьяковская галерея.

  • А как вы думаете почему?

Название картинной галереи связано с именем братьев Петра и Сергея Третьяковых.

-А как вы думаете почему?


Индивидуальное сообщение №1.

В тихом уголке Москвы в 19 веке, в Замоскворечье, в тени фруктового сада находился дом зажиточного купца Михаила Захаровича Третьякова. Было у него 2 сына- Пётр и Сергей. Они очень хорошо помогали отцу в его делах. Но, не бросая торгового дела, братья Третьяковы увлеклись живописью. Они начали изучать книги по изобразительному искусству, посещали выставки художников, приобретали книги с описанием картин и сами картины. Павел собирал русскую живопись, а Сергей - иностранную. По воскресным дням Павел Михайлович любил ходить на многолюдный московкий рынок. Кого тольео не было на этом рынке: лоточники с пирогами,старьёвщики, шарманщики, гадалки, продавцы книг и картин! К ним- то сквозь толпу и пробирался Третьяков. Он по долгу рылся в огромных картонных папках, чехлах, рассматривал живописные полотна. Сначала покупал недорогие картины по 2-3 рубля. Потом стал покупать картины прямо у художников.


Индивидуальное сообщение №2.

Постепенно картины заполнили весь дом. Пришлось к нему делать пристройки на месте сада. Затем картины стали размещать ещё в одном доме Третьяковых, когда-то купленном неподалёку, в Лаврушинском переулке. Так получился целый художественный музей из картин - картинная галерея. Третьяковы не считали свою галерею только семейным достоянием. Двери их дома были открыты для всех желающих увидеть и полюбоваться собранными картинами. Постепенно дом в Лаврушенском переулке всё чаще стали называть Третьяковкой. Так её и зовут поныне.


В залах Третьяковской галереи можно увидеть сказочные полотна В. М. Васнецова, лесное царство на картинах И.И.Шишкина, русскую природу и сценки городской жизни на полотнах В. Д. Поленова и А.К.Саврасова, картины И.Е. Репина, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.Г.Перова.

Вначале 20 века у входа в Третьяковку был поставлен гранитный памятник основателю галереи Петру Михайловичу Третьякову.

  • Ребята, картины, в которых оживают события прошлого, относятся к историческому жанру. Исторический жанр - один из самых сложных жанров живописи. Историческая живопись - это живопись, посвящённая историческим событиям.

  • А как вы думаете, почему исторический жанр один из самых трудных жанров?

Оказывается,исторический жанр требует от художника не только исторических знаний, нои умения разбираться в быте, нравах той эпохи, к которой он обращается.


Индивидуальное сообщение №3

Величайшим мастером исторического жанра был Карл Брюллов.Отец Карла Брюллова,Павел Иванович,был художник и резчиком по дереву.Он очень рано заметил способндсти сына и сделался его учителем.Трудолюбивый Павел Иванович знал,что искуство,кроме таланта, требует упорства и постоянных занятий. каждыц день маленький Карл должен был нарисовать положенное число человечков и лошадок.

В Академию художеств Карла Брюллова приняли в 10лет. Он быстро оставил позади товарищей по классу и старших учениковю Карл легко выполнял академические задания, охотно помогал товарищам. Дома, по воскресеньям, он работал еще больше,чем в Акаделии :рисовал,лепил,чертил географические карты,копировал картины великих мастеров.

Уже будучи знаменитым Брюллов говорил,что художник должен садиться за работу с восходом солнца и кончать ее, ложась спать.


Однажды К.Брюллов поехал в Италию совершенствоваться в живописи. Художник очень внимательно осматривал достопримечательности Рима. Он посещал музеи, где находились вещи. найденные при раскопках древнего города Помпеи. Вазы, изделия из бронзы, фрески необыкновенной красоты и изящества. Брюллов отправился на раскопки, чтобы собственными глазами увидеть остатки этого удивительного города. Развалины потрясали художника.

Его воображение рисовало цветущий город, в котором кипит жизнь. В театрах шумит и рукоплещет публика, распахнуты лавки ремесленников. И в один из августовских вечеров люди, как обычно, отправились по своим домам, не ведая что их ожидает через несколько часов. среди ночи вдруг раздался грохот - проснулся вулкан Везувий. Кое-как одетые, в ужасе. жители выбегали из домов. А сверху на город летели камни, пепел, дрожала земля под ногами. Молнии раскалывали небо. Вся эта картина гибнущего города пронеслась в воображении художника. Через некоторое время Брюллов приступил к написанию картины "Последний день Помпеи". Она потребовала кропотливой работы. художник несколько раз посещал развалины города, старался запомнить каждый предмет,каждый камешек, перечитывалтруды историков, изучал костюмы той эпохи, украшения, предметы быта.

Ни одна русская картина прежде не знала такой славы. Когда Брюллов возвратился на Родину, в Россию, его встречали как победителя. Учителя художника и его товарищи надели на него лавровый венок. Все повторяли строки стихотворения, написанного к приезду прославленного живописца:

И стал " Последний день Помпеи"

Для кисти русской первый день!...


Индивидуальное сообщение №4.

19 столетий назад город Помпеи погиб во время извержения вулкана Везувия. Это событие - гибель города изображено на картине. Охваченные пламенем небо застилают чёрные тучи дыма и пепла. Течёт раскалённая лава. Рушатся здания. Люди, в ужасе бегущие из города, как бы застыли на мгновенье, ослеплённые зловещей вспышкой молнии. Но и в эту страшную минуту красота человека, величие и сила человеческого духа торжествует над смертельной опасностью. Женщина обняла своих дочерей - даже смерть не заставит разжать их руки. Юноши несут на плечах старого отца. Обессиленная мать просит сына оставить её, спасаться самому, но тот не умолим: они либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели. Мужественный мужчина в порыве отчаяния укрывает плащём жену и детей, как бы желая лёгкой тканью уберечь их от огня и града горящих камней. Брюллов изобразил в толпе и себя: в миг ужасного бедствия художник спасает самое дорогое - ящик с кистями и красками.

Героем картины впервые в русской живописи стал не один человек, а народ.

Выставка картины Брюллова стала важнейшим событием в Риме. Толпы зрителей собственными глазами спешили увидеть этот шедевр.


К историческому жанру относятся картины на легендарные, сказочно - былинные темы. Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны его картины " Алёнушка", "Иван- царевич на сером волке" и другие. Немало сказок, былин сложено о богатыре - русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, что победило добро.

Многим из вас хорошо знакома картина В.М. Васнецова "Богатыри".


Индивидуальное сообщение №5.

Три всадника, три могучих русских богатыря всматриваются вдаль, зорко глядят, не движется ли враг на родную землю. Ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Конь под стать богатырю - такой же мощный и сильный. Зорко смотрит Илья Муромец вдаль из-под руки ладони. на руке у него палица, в другой руке копьё. Много подвигов совершил Илья Муромец. истребил несметные полчища врагов, победил Соловья-разбойника, заступался за вдов, за сирот, за бедных людей.

Слева - Добрыня Никитич. Кольчуга на нём серебром блестит, щит сияет, меч Добрыня вынимает из золотых ножен. Всем известна необыкновенная смелостьДобрыни Никитича. Все помнят его победу над Змеем Горынычем.

Алёша Попович рядом с товарищами - тонок и строен. Он и правда часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увёртлив и догадлив. У Алёши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Он отстегнул от стремени тугой лук, наложил стрелу калёныю, натянул шёлковую тетиву. В правой руке у него гусли: Алёша не только сражаться горазд - он любит и песни петь.

Кони богатырские под стать своим хозяевам. Вороной конь Ильи Муромца ушёл копытамив землю. Он будто и неподвижен, но волнуется, готов ринуться в сечу. Грозно косит он чёрным глазом.

Белый конь Добрыни суров и горделив. Он насторожено смотрит вдаль, туда же куда и всадник.

Золотистой масти конь Алёши Поповича спокойно пощипывает травку. Нои его не захватить врасплох. Он хитёр и стремителен.

Васнецов объяснил: " Картина моя " Богатыри" - Илья, Добрыня и Алёша на богатырском выезде в поле, нет ли где ворога. не обижают ли где кого?

Васнецов говорил, что картиной "Богатыри" отдаёт долг родному народу, который его вырастил, воспитал, выучил.


Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством лишь двух замечательных русских художников.

Если вас заинтересовала эта тема, вы можете познакомиться с творчеством русских художников из книг. представленных на выставке.


4.Итог урока.


-Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?

-С творчеством каких русских художников в этом жанре вы познакомились?

  • Какие исторические события легли в основу написания этих картин?

-Оцените урок.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал