7


  • Учителю
  • Исследовательская работа. Возрождение церквей вблизи поселка Шипицыно. Из прошлого в будущее.

Исследовательская работа. Возрождение церквей вблизи поселка Шипицыно. Из прошлого в будущее.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Возрождение церквей вблизи поселка Шипицыно.

Из прошлого в будущее.


Нынче радостей немного.
Больше подлостей и сраму.
Правда, нынче, слава Богу,
Восстанавливают храмы.
В сёлах и первопрестольной,
Словно юные старушки,
Возникают колокольни,
И часовни, и церквушки.

Николай Добронравов «Восстанавливают храмы

Церкви всегда выделяются на фоне природы и других построек. Когда мы ехали по мосту в Котлас, я увидел справа церковь, которую ремонтировали. Мне стало интересно узнать: почему раньше церкви разрушали, а теперь их стали восстанавливать. Я спрашивал у бабушек, у родителей, а потом нашел информацию в интернете. Сейчас в округе поселка Шипицыно восстанавливается три церкви. Я ездил с родителями, смотрел на них. Церкви восстанавливаются, и даже зимой идет работа.

Я решил выяснить, что знают о восстановлении церквей учащиеся начальной школы. В опросе участвовало 65 человек из 2-3 классов. Вопросы были такие: Какие Вы знаете церкви, недалеко от поселка Шипицыно? Большинство учеников ответили, что не знают никакие церкви, только 6 человек из 3-х классов знают про церковь в Вондокурье, и 5 человек про Васильевскую церковь. Зачем раньше разрушали церкви, а теперь восстанавливают их? Ответили: не знаю-29 человек; старые-10 человек; была война-11 человек; мало территории - 4 человека; Какие церкви восстанавливают в нашем районе? Вондокурская -6 человек; Васильевская- 5 человек; Комарицкая -0 человек.

Актуальность, цели, задачи работы вы видите на экране.

В течение многих веков русский народ посещал христианскую церковь, верил в Иисуса Христа. Люди соблюдали православные заповеди. Вся их жизнь была пронизана общением с богом. Возводились храмы, монастыри.

Великая Октябрьская Социалистическая революция изменила отношение людей к религии. Советская власть считала, что религия защищает богатых, призывает бедных быть покорными, смириться со своей судьбой. Партия большевиков призывала народ самому строить жизнь, не надеясь на бога. За годы советской власти большинство церквей были закрыты и разрушены, верующие подверглись репрессиям, традиции православного воспитания разрушились. За прошедшее столетие выросло не одно поколение россиян, воспитанных в годы безверия и богохульства.

Прошло время и люди поняли, что без веры человеку жить труднее. Многие исследователи и ученые стали доказывать, что не только человек устанавливает законы жизни на Земле, есть высшая сила, которой человек подвластен. Да и надежда на то, что правительство ведет советского человека в светлое будущее, не оправдалась. Люди опять все больше стали обращаться к Богу. Возвращение к духовным и культурным истокам - актуальная задача нового времени. За последние годы проделана грандиозная работа по восстановлению храмов, соборов и обителей нашей страны после варварского разрушения в советские годы. Интересно наблюдать, как в разное время они возрождаются и меняют свой облик. В округе нашего поселка Шипицыно востановливается Троицкая церковь в селе Вондокурье, Комарицкая Николаевская церковь в деревне Комарице, и Храм святителя Василия Великого в селе Курцево.

Я узнал об истории возникновения, истории разрушения и ходе восстановления каждого из храмов вблизи нашего поселка Шипицыно.

Троицкая церковь в селе Вондокурье.

Вондокурье является одним из древнейших поселений на территории Котласского района Архангельской области, расположено на юго-востоке от Шипицыно. Основными промыслами в д. Вондокурье были скотоводство, выращивание пшеницы, гороха, обработка древесины для нужд судостроения. Всё хозяйствование на земле было тесно связано с церковным календарём. Рост численности населения Вондокурья привёл к необходимости создания нового церковного прихода и строительства нового храма. Жизнь вне церкви была немыслима, а ходить в Сольвычегодск или в Устюг для двинских крестьян было слишком далеко, даже по большим праздникам. И вот собрались мужики, жившие в окрестностях Вондокурья, и порешили храм свой строить и священника в нем поставить. Первое упоминание о церкви в летописных документах относится к седьмому мая 1561 года. При церкви имелось 12 деревянных лавок, которые сдавались в аренду, церковно-приходская школа, сторожка и келья для придворных, церковная библиотека. Приписаны две деревянные часовни в деревнях Ядриха и Шипицыно. В приходе было две церковно-приходских школы: Вондокурская и Шипицынская и одна земская - Иваровская, в которых обучались 121 мальчик и 55 девочек.

Великая Октябрьская Социалистическая революция поставила русскую православную церковь перед необходимостью адаптации к новым условиям. 23 января 1918 года властью большевиков был принят декрет «Об отделения церкви от государства и церкви от школы». Из всех общественных мест удалялись иконы, в школах отменили преподавание Закона Божьего. Предметы, представляющие собой художественную ценность, конфисковывали и отправляли в музеи. Печальная участь постигла и Троицкую церковь. В 1937 году Вондокурский приход закрыли. Самые страшные страницы в истории Русской Православной Церкви - 1937 - 1938 годы, когда правительством был взят курс на полное уничтожение религии. Тогда за веру в Бога зверски убивали и духовенство, и мирян. Старожилы вспоминают, как Троицкую церковь варварски старались разрушить: сжигали иконы, церковную утварь и книги, сбрасывали колокола. Местные жители смогли сохранить лишь малую часть икон.

Более 70 лет Троицкая церковь была заброшенной. С февраля 2006 года началась работа по восстановлению храма. Был создан и зарегистрирован приход. Восстановление Троицкой церкви началось с уборки хлама. Было проведено несколько трудовых десантов, где приняли участие учащиеся агропромышленного лицея № 43 п. Шипицыно, рабочие п. Приводино, федерального государственного учреждения «Севводпуть», местные жители. Старинные плиты вспомнили торжественную былую чистоту. Был открыт счёт в банке для направления пожертвований на восстановление храма Святой Троицы. Сделано много. Установлен первый купол с крестом, покрашен барабан с восьмью окнами. Появились три иконы (их сохранили и принесли бабушки), ажурная, с позолотой люстра, украшенная резьбой дверь к алтарю и входная дверь на кованых навесах. Впечатляющим было водружение нового купола с ангелочком на шпиле. Напротив алтаря поставили памятный поклонный крест с надписью: «Жертвам сталинских репрессий, невинно убиенным в 1930 - 1940 годы двадцатого столетия». Протоиереем Троицкого храма является Николай Николаевич Карпец. Родом из Тернопольской области Украины. По благословению мамы поехал на Север. С 2006 года в Вондокурье проводятся крещение и праздник Святой Троицы.

Комарицкая Николаевская церковь в д.Комарице

Комарица является одним из древнейших поселений на территории Котласского района Архангельской области, севернее п. Шипицыно.

Комарица упоминается в летописных документах середины XVI века. Тогда это было большое село. И славились они по всей Северной Двине от Архангельска до Великого Устюга земледелием, скотоводством и судостроением. Строительство храма, столь величественного для сельской местности осуществлялось на средства не только крестьян, но и богатого купечества. Благословление на строительство нового храма в Комарице дал Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13 марта 1773 года. Строительство храма продолжалось в течение восьми лет. Масштабы строящегося храма были впечатляющими. Он был задуман как двухэтажный о трёх престолах. После Великой Октябрьской Социалистической революции печальная участь постигла и Николаевскую церковь. В 1923 году Комарицкий приход закрыли. Долгие годы разрушалась Комарицкая церковь. Проржавело ни разу не крашеное железо. Выпали стёкла из сгнивших переплётов рам. Снаружи штукатурка здания обвалилась. Внутри храма - неописуемый бардак. На первом этаже уже не заметны следы настенной росписи. На месте многоярусного иконостаса начертана всевозможная скверна. В верхней церкви стены на высоту человеческого роста обшарпаны. Выше ещё чудом сохранились фрески, с которых скорбно глядят лики святых.

Более 87 лет Комарицкая Николаевская церковь была заброшенной. В 2010 года в наши края приехал инок Троице - Сергиевой Лавры отец Владимира. На территории храма и вокруг была страшная разруха. Внутри ветер гулял, дождём поливало. Жилья рядом никакого. Отец Владимир с помощником Николаем поставили палатку рядом с храмом и первым делом взялись за уборку. Удобрения, которые хранились раньше в нижнем храме, так слежались, что, стоя на земляном полу, можно было рукой до потолка достать. Эту грязь и стали расчищать в первую очередь с помощью жителей окрестных деревень и добровольных помощников. Отец Владимир - хороший организатор. Пока послушник Николай с добровольными помощниками вручную убирали скверну, инок обошел все предприятия города и района, обратился за помощью к местной власти.

В первую очередь с помощью шипицынского ДРСУ и своими силами была сделана дорога к храму. Стараниями добровольных помощников очищена территория вокруг церкви от мусора и скверны, убрана вся земля до каменного основания и накопившаяся грязь внутри храма. В нижней «тёплой» церкви уже вставлены двери, окна, стоит печка для водяного отопления, в алтаре возвышается престол. Стены храма были исписаны вандальными надписями - свидетелями безбожной глупости посещавших храм «туристов». Очисткой стен от почти вековой пыли и скверны занимались учащиеся Забелинской средней школы. К сожалению, фрески в нижнем храме вообще не сохранились. Да и наверху уже гибнут. Восстанавливать их будут по фотографиям, сделанным в последние годы в большом количестве. 15 октября 2010 года возле возрождающегося храма встречали епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Епископ Тихон освятил поклонный крест, установленный на месте бывшего погоста около Комарицкого Николаевского храма. Епископ Тихон не скрывая своего восторга от увиденного, дал добро на дальнейшее восстановление храма.

Сейчас восстановление храма идет уже во внутренних помещениях.


Храм святителя Василия Великого в с.Курцево

В 55 км от Великого Устюга вниз по Северной Двине в 7 км от впадения с левой стороны в Северную Двину речки Удимки, на высокой крутой горе находится церковь святителя Василия Великого, далеко виднеющаяся из окрестных деревень. Время и случай первоначального построения церкви неизвестны. По количеству сборов при сравнении с другими указанными документами церквями Удимская (Васильевская) церковь может быть причислена к разряду «повыше средних». В 1733г. была построена часовня, а в 1868г. построена каменная церковь Николая Чудотворца. Затем сведений о церкви не имеется до 1743г.

В настоящее время храм святого Василия Великого существует в том виде, в каком окончена постройка в 1830г., и представляет собой каменно-кирпичную колокольню с одной главою, двухэтажное наподобие корабля, здание каменное связано с колокольней. Кресты на церкви и алтаре железные позолоченные с заточенными звездочками из листового железа. В алтаре церкви и трапезной каменные своды. Верхний и нижний храм очень светлы, имея достаточное количество окон. Храм и кладбище при нем обнесены каменной оградой с железными решетками.

Судьба храма в советское время трагична. За время исследования нам немногое удалось узнать. В основном это сведения из воспоминаний старожилов и рукописи Клепикова Василия Николаевича. В 1937-1938гг. были сброшены колокола с Васильевского храма. При сбрасывании колокола умышленно было разрушено входное крыльцо на верхний этаж, после чего шло разграбление церковного имущества, в первую очередь представителями власти. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, бесследно исчезли кирпичные столбы ограды и здание лавки у ворот, служившей в то время магазином. В 1977г. в результате умышленного поджога в Васильевском храме сгорел деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника нашего края.

За прошедшие два года членами Приходского совета совместно с местным населением проделана огромная работа. Проведены субботники по уборке помещений храма, вывезено несколько машин мусора, прибрана территория вокруг храма. Необходимо было срочно начинать восстановительные работы, чтобы не допустить обрушения кровли, после которого могло наступить полное разрушение здания церкви. Летом 2010г. местными жителями поселения были начаты восстановительные работы. На собранные народные пожертвования были закуплены и завезены пиломатериалы, оцинкованный профиль, стройматериалы, поликарбонат. Был произведен ремонт главного и боковых входов, восстановлена лестница колокольни, зашиты поликарбонатом окна на первом и втором этажах. Начат долгожданный ремонт кровли. В настоящее время к церкви завезены стройматериалы, для возведения лесов вокруг церкви, чтобы закончить ремонт крыши, а также для проведения в дальнейшем ремонтных работ здания снаружи. Силами прихожан в июне начато возведение строительных лесов вокруг церкви. Привезен и установлен купол.


Работа по восстановлению храмов вблизи нашего поселка Шипицыно проведена большая и предстоит еще огромная. Сегодня мы заново учимся понимать прошлое и настоящее. Сейчас храмы восстанавливаются. Люди могут свободно посещать церковь, верить или не верить в Бога - это личное дело каждого. Надо отметить, что многие с большим желанием оказывают спонсорскую помощь в восстановлении храмов. Хотелось бы верить, что возрождение храмов говорит о духовном возрождении России.

Результаты анкетирования во 2-3 классах нашей школы были не очень радостными и показали, что ученики мало знают об истории своего края. Хотелось бы, чтобы ученики как можно больше знали об истоках нашей культуры, интересовались возрождением храмов и даже принимали участие. Можно использовать эту работу на классных часах и уроках истории в 3-4 классах.

Я наблюдаю за восстановлением названных церквей второй год. Во всех церквях требуется восстановление иконостаса. Выпускница нашей школы и художественного отделения школы искусств №26 Жукова Светлана Викторовна с удовольствием взялась бы за эту работу. Она окончила Ярославское художественное училище, затем Академию художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас она работает художником-монументалистом: занимается росписью храмов, иконописью, выполняет проекты росписи иконостаса. Например, она участвовала в восстановлении храма Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, выполняла проект «Небеса» для храма Покрова Богородицы в Невском парке и другие. Сейчас она выполняет заказ в по оформлению иконостаса в одном из храмов вблизи г. Санкт-Петербурга. Мы были на выставке ее работ в ДШИ №26 п. Шипицыно. На слайдах видны её эскизы к одному из осуществленных проектов. Связавшись со Светланой по телефону, мы узнали, что она рада принять участие в восстановлении культурных и исторических памятников родного края.

Восстанавливать храмы важно. Это ценные исторические памятники. Человек, который не верит и не знает своей истории, вряд ли будет преданно любить свою Родину.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал