7


  • Учителю
  • Урок музыки - урок искусства. Конспект урока музыки в 5 классе «К тебе, заступнице святой…»

Урок музыки - урок искусства. Конспект урока музыки в 5 классе «К тебе, заступнице святой…»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Комарова Наталия Николаевна,

учитель музыки ГБОУ СОШ №303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла им. Фридриха Шиллера.

Урок музыки в 5 классе.

Тема: «К тебе, заступнице святой…»

Цель урока: познакомить с образами Девы Марии в музыке зарубежных композиторов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

- сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке;

- обеспечить углублённое понимание характера рассматриваемых музыкальных образов в ходе осознания средств музыкальной выразительности;

- актуализировать знания учащихся о выразительных средствах музыки в процессе анализа музыкальных произведений;

- формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов;

Предметные:

- умение определять содержание музыкального образа;

- учиться обобщать и синтезировать знания из разных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, литература);

- продолжать осваивать кантилену как основной приём пения;

- добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа песни;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к звучащей и исполняемой музыке;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- словесные методы: беседа, диалог, разъяснение, рассказ.

- метод эмоциональной драматургии;

- метод размышления о музыке;

- метод сравнения;

- метод зрительной наглядности (презентация);

- метод слуховой наглядности (аудиозаписи, исполнение на фортепиано, пение);

- практические методы (пение, определение на слух);

- метод создания художественного контекста;

- метод пластического интонирования.

Основные понятия, изучаемые на уроке: музыкальный образ, выразительные средства музыки: темп, лад, молитва «Ave Maria»; композиторы: И.С.Бах, Ш.Гуно, Дж.Каччини, Ф.Шуберт.

Оборудование: фортепиано, доска, компьютер, проектор.

Задания для учащихся на уроке:

- охарактеризовать музыкальные образы;

- назвать средства музыкальной выразительности, которые доминируют в процессе раскрытия музыкального образа;

- проследить развитие образа Девы Марии в произведениях зарубежных композиторов и сделать вывод о его смысле;

- выразительно исполнить песню.

Музыкальный материал: И.С.Бах - Ш.Гуно «Ave Maria»; Дж.Каччини «Ave Maria»; Ф.Шуберт «Ave Maria»; В.Гаврилин, сл.О.Шульгиной «Мама».

Структура урока:

  1. Вход, организация (1 минута)

  2. Слушание музыки (25 минут)

  3. Музыкально-пластическая деятельность (5 минут)

  4. Распевание (3 минуты)

  5. Работа над песней (10 минут)

  6. Обобщение (2 минуты)

Используемые сокращения слов: У - учитель, Д - дети.



Ход урока

1. Вход, организация.

Вход детей с музыкой С.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

2. Слушание музыки.

У: Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, с каким образом в музыке и в изобразительном искусстве мы с вами познакомились на прошлом уроке.

Д: С образом Богородицы.

У: Верно. А теперь назовите мне название и автора только что прозвучавшей музыки.

Д: С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

У: Скажите ребята, а к какому направлению музыки принадлежит это произведение: светскому или духовному?

Д: Духовному.

У: Правильно, это музыка духовная. А кто исполнял это произведение?

Д: Хор.

У: Молодцы. А хор пел с сопровождением или без?

Д: Без сопровождения.

У: Верно. Мы с вами помним, что пение без сопровождения называется a'cappella. И для православного богослужения характерно именно звучание одного хора. Если мы зайдем в любой католический собор, то увидим там один интересный инструмент - орган. Потому что в основе католического богослужения лежит многоголосное пение в сопровождении органа.

На прошлом уроке мы слушали с вами примеры русской духовной музыки a'cappella, в которой композиторы воплощали образ Богородицы. Сегодня мы обратимся снова к этому образу, но уже в музыке зарубежных композиторов.

Скажите, как называют Богородицу в западных странах с католической верой?

Д: Дева Мария, Мадонна.

У: Посмотрите на картину итальянского художника Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», написанная в XVI веке. Художник рисует нам Деву Марию, мать, бережно несущую самое дорогое - её сына. Её лицо светится любовью и нежностью. Но вместе с тем взгляды тревожны, ведь им уготованы особые миссии.

Откуда спускается Мадонна?

Д: С облаков.

У: Слева мы видим фигуру римского папы Сикста IV (отсюда название картины), а справа - святая Варвара. Они выражают покорность и благоговение перед образом Девы Марии. Кого еще мы видим на картине?

Д: Ангелов. Они смотрят на небо.

У: Теперь мы с вами послушаем произведения, в которых композиторы нарисовали образ Девы Марии.

Ave Maria - перевод с латыни - «радуйся, Мария», одна из основных молитв Католической церкви, обращенная к Богоматери и именуемая по первым словам своего латинского текста.

Для начала нам необходимо сделать таблицу в тетради, в которой мы будем писать о характере музыки (какие чувства передали композиторы в своих произведениях), в каком темпе она звучит, кто её исполняет, как звучит аккомпанемент в музыке, в которой нам рисуют образ Девы Марии. Итак, таблицу мы заполняем по следующим пунктам: 1. характер музыки; 2.кто исполняет; 3.средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, лад, регистр).



И.С.Бах - Ш.Гуно

«Ave Maria»

Дж.Каччини

«Ave Maria»

Ф.Шуберт

«Ave Maria»









Итак, мы слушаем первое произведение.

Давайте отметим то, что вы записали. Какая музыка была по характеру?

Д: Нежная, спокойная, светлая.

У: А в каком темпе она звучит?

Д: Темп неторопливый, спокойный.

У: Кто исполняет это произведение? Какой голос?

Д: Солист в сопровождении фортепиано. Сопрано.

У: Как звучит аккомпанемент в этом произведении?

Д: Легко, прозрачно, слышится постоянное движение.

У: Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают образ Девы Марии в музыке?

Д: Плавная мелодия, равномерный ритм, радостная ясная музыка соответствует мажорному ладу, высокий регистр.

У: Вы все молодцы. Но у вас, наверное, возник сразу же такой вопрос: почему эти два композитора, жившие в разное время, стали соавторами одного музыкального произведения. Дело в том, что прелюдия И.С.Баха является аккомпанементом, а мелодию Ш.Гуно сымпровизировал и сыграл удачную дорисовку к уже известной прелюдии. Сначала пьеса была инструментальной, но затем Ш.Гуно заметил, что она превосходно подходит для исполнения голосом. Неизвестно, кто предложил положить именно текст молитвы Аве Мария, но это стало одним из известнейших произведений.

Теперь перейдем к следующему произведению Дж.Каччини. Послушаем и заполним вторую графу в таблице.

Давайте отметим то, что записали. Какая музыка была по характеру?

Д: Грустная, нежная, спокойная, таинственная.

У: А в каком темпе она звучит?

Д: Темп неторопливый, спокойный.

У: Кто исполняет это произведение? Какой голос?

Д: Солист в сопровождении фортепиано. Меццо-сопрано.

У: Как звучит аккомпанемент в этом произведении? Какой инструмент?

Д: Мерная поступь. Орган.

У: Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают образ Девы Марии в музыке?

Д: Плавная мелодия, равномерный ритм, печальная, грустная, задумчиво-мечтательная музыка соответствует минорному ладу, средний регистр.

Это одно из наиболее известных и часто исполняемых произведений, однако по мнению исследователей оно является музыкальной мистификацией и принадлежит перу советского композитора и музыканта Владимира Вавилова, но по неизвестным причинам приписывают Каччини. Анализ произведения привел к тому, что профессиональные музыковеды подтвердили невозможность создания этой композиции 400 лет назад.

Теперь мы послушаем третье произведение - «Ave Maria» Ф.Шуберта - и заполним последнюю графу в таблице. Первоначально это произведение Ф.Шуберта имело мало отношения к Аве Марии. Название произведения было «Третья песня Эллен». Если первые два произведения были написаны на латинский текст молитвы, то в этом произведении взяты лишь первые два слова молитвы Ave Maria / Радуйся, Мария, а остальной текст был взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера».

Давайте отметим то, что вы записали. Какая музыка была по характеру?

Д: Радостная, светлая, нежная, спокойная.

У: А в каком темпе она звучит?

Д: Темп неторопливый, спокойный.

У: Кто исполняет это произведение? Какой голос?

Д: Солист в сопровождении фортепиано. Сопрано.

У: Как звучит аккомпанемент в этом произведении?

Д: Легко, с движением, словно набегают волны.

У: Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают образ Девы Марии в музыке?

Д: Плавная мелодия, равномерный ритм, радостная ясная музыка соответствует мажорному ладу, высокий регистр.И.С.Бах - Ш.Гуно

«Ave Maria»

Дж.Каччини

«Ave Maria»

Ф.Шуберт

«Ave Maria»

1. Характер: музыка нежная, спокойная, светлая, добрая.

2. Исполняет солист в сопровождении органа. Сопрано.

3. Темп: неторопливый, спокойный.

4. Аккомпанемент

звучит легко, прозрачно, слышится постоянное движение.

5. Плавная мелодия; равномерный ритм; радостная ясная музыка соответствует мажорному ладу; регистр высокий.

1. Характер: музыка грустная, нежная, спокойная, таинственная.

2. Исполняет солист в сопровождении органа. Меццо-сопрано.

3. Темп: неторопливый, спокойный.

4. В аккомпанементе звучит мерная поступь.

5. Плавная мелодия; равномерный ритм; печальная, грустная, задумчиво-мечтательная музыка соответствует минорному ладу; регистр средний.



1. Характер: музыка радостная, светлая, нежная, спокойная.

2. Исполняет солист в сопровождении фортепиано. Сопрано.

3. Темп неторопливый, спокойный.

4. Аккомпанемент звучит легко, с движением, словно набегают волны.

5. Плавная мелодия; равномерный ритм; радостная ясная музыка соответствует мажорному ладу; регистр высокий.





У: Молодцы. А теперь давайте сделаем вывод об этих трех произведениях. Похожи ли они или отличаются?

Д: Эти произведения очень похожи по характеру, темпу, написаны для солиста в сопровождении органа, фортепиано. Композиторы одинаково нежно, светло, возвышенно передают в музыке образ Девы Марии.





</

3. Музыкально-пластическая деятельность:

У: А теперь мы выполним с вами такое задание: будем определять произведение по нотной строчке, на которой записана мелодия. Для начала мы послушаем еще раз мелодии и проинтонируем (споём) рукой их движение.

Молодцы. Какое движение вы рисовали рукой во всех трех произведениях?

Д: Плавное, ровное.

У: Верно. Композиторы создают небесный светлый образ, как бы на одном дыхании. И для пения здесь требуется большое дыхание, чтобы спеть фразу целиком. Давайте теперь споём эти мелодии.

А теперь смотрим на нотные примеры. Я вам играю один из них. А вы должны узнать: какую мелодию я сейчас исполняю.

У: Итак, образ Мадонны с младенцем - это образ матери и ребёнка. Мама является для нас самым главным человеком в жизни. Давайте продолжим с вами разучивать песню В.Гаврилина «Мама».

4. Распевание.

Задачи:

- продолжить настраивать голосовой аппарат (после пропевания мелодий в произведениях)

- эмоциональный настрой на исполнение песни.

Распевки проходят на восходящих и нисходящих элементах на слова «Ave Maria» и «Мама, мамочка, мамочка моя».

5. Работа над песней.

Задачи:

- закрепить умение кантиленного пения;

- чисто интонировать сложные скачки в мелодии;

- умение экономно расходовать дыхание в длинных фразах;

- учиться петь выразительно и эмоционально.

Повторяем первый куплет и припев.

Разучиваем второй и третий куплеты.

6. Рефлексия.

У: С каким образом сегодня мы познакомились?

Д: Образ Девы Марии, Мадонны.

У: В странах какой веры встречается этот образ?

Д: В западных странах в католической вере.

У: Образ Девы Марии привлекает своей чистотой, нежностью, возвышенностью великих художников и композиторов разных стран и эпох. Этот волнующий и светлый образ поднимает человека, вселяет в него надежду.

Спасибо за урок!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал