7


Программа по музыке 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Дмитриевка муниципального района Уфимский район

Республики Башкортостан - основная общеобразовательная школа д.Волково


Рассмотрена на заседании

ШМО ____________________

Протокол №1

30 августа 2015 г.


Утверждаю

Директор МОБУ СОШ

с. Дмитриевка_________

А.К.Валикарамова

Приказ № _________

От«____» _____________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«Музыка»

Базовый уровень, 5 класс


2015- 2016 учебный год


Составитель:

Кишкова Л.А. - учитель ИЗО, музыки и технологии МОБУ СОШ с. Дмитриевка

Первая квалификационная категория

2015 г.





Пояснительная записка

Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы - Москва: Просвещение, 2008год) и региональной программы РБ - Музыка. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.

Ведущей подсистемой в 5 классе является тема «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

В соответствии со спецификой Вятской православной гимназии, которая является городской методической площадкой по изучению «Основ православной культуры», в дни Великого поста отведено 2 часа для изучения темы «Пасха в музыке», которая раскрывается в контексте главной темы учебного года. Поскольку праздник Пасхи является переходящим, даты этих двух также являются переходящими и назначаются с таким расчетом, чтобы первый урок, посвященный великопостной музыке, приходился на Страстную седмицу (неделю) перед Пасхой, а второй урок, посвященный пасхальной музыке, приходился на Светлую седмицу - первую неделю после праздника Пасхи.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, рабочей тетради, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, церковных песнопений. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Место в учебном плане.

Статус учебного предмета - обязательный

Объём учебного предмета - 34 часа в год (1 час в неделю)


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- знание новых имен композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а сареllа в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, района и др.


Учебно-тематический план.

Музыка и литература (16 часов)

Музыка и изобразительное искусство (15 часов)

Пасха в музыке (2 часа)

Проектная деятельность (2 часа)


Содержание программы

Раздел I. Музыка и литература (16 часов)

Высокое предназначение искусства. Искусства различны, тема едина. Слово и музыка - два великих начала искусства. Музыкальность слова. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Песня - верный спутник человека. Мир русской песни и романса. Песни народов мира. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера - синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Единство музыки и танца. Балет - результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Музыка - главный герой сказок и басен. Слово и музыка - два великих начала искусства. Влияние музыки на слово: литературные произведения, в которых звучит музыка.

Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т); И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик»; Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Колыбельная Волховы из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Слушание музыки Бородина, Грига, Свиридова, Моцарта.

Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка», Ю.Тугаринова «Если другом стала песня». Решение кроссворда.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы», А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка», И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон», Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина». Костюмы балетных персонажей.

Раздел II. Музыка и изобразительное искусство (15 часов)

Образное восприятие жизни: взаимосвязь музыки и живописи. Богатырские и героические образы в музыке. Понятие «музыкальный пейзаж». Иллюстрации на тему «Звучащая природа». Музыкальные краски: средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, динамика. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа - прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Музыка - сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности.

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из фо-ного цикла «Картинки с выставки», М. Мусоргский «Богатырские ворота». П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для фо-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?». В.Серебренников «Семь моих цветных карандашей».

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть», В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории», А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья»; Б.Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Богатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; Н. Репин «Протодьякон», Караваджо «Лютнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

Раздел III. Пасха в музыке (2 часа)

(в контексте темы учебного года «Музыка и другие виды искусства»)

Музыкальность великопостной молитвы. Стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жене непорочны» и его музыкальное прочтение. Всемирная радость Пасхального канона и его основные песнопения: ирмос, тропарь, кондак, задостойник.

Слушание музыки: А.Гречанинов «Владыка дней моих». Ирмос: «Воскресения день, просветимся, людие». Пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых». Кондак Пасхи: «Аще и во гроб снисшел еси, бессмертне». Задостойник Пасхи «Ангел вопияше благодатней».

Проектная деятельность (1 ч)

Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:

1. О чем рассказывает искусство?

2. Как песни становятся народными?

3. Почему мы называем песню «спутником» человека?

4. Почему люди любят петь сообща?

5. Что общего у песни и картины?

6. Если бы я сочинял песню…

7. Мои любимые сказки

8. Можно ли спеть былину?

9. Мой любимый музыкальный жанр

10. Образы природы в творчестве музыкантов


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности на уроках школьного курса «Музыка»

5 класс (34 ч)


Раздел

Тема

Кол

Ур

Характеристика деятельности обучающихся

План дата

(нед)

Факт дата

Примечания

1

Музыка и литература (16 часов)

Музыка рассказывает обо всем

1

Наблюдать, сравнивать

1

2


Как появились музыка и слово?

1

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.

2

3


Искусство открывает мир

1

Сравнивать, анализировать

3

4


Неповторимый внутренний мир великих музыкантов

1

Импровизировать по заданным параметрам

4

5


Искусства различны, тема едина

1

Сравнивать, анализировать

5

6


Стань музыкой, слово!

1

Импровизировать по заданным параметрам

6

7


Музыка «дружит» не только с поэзией

1

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

7

8


Песня - верный спутник человека

1

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

8

9


Мир русской песни

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

9

10


Песни народов мира

1

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

10

11


Образы природы в творчестве музыкантов

1

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

11

12


Романса трепетные звуки.

1

Контролировать и оценивать свою деятельность

12

13


Романс и мир человеческих чувств.

1

Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении

13

14


Народная хоровая музыка.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

14

15


Опера - самый значительный жанр вокальной музыки

1

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

15

16


Балет. Единство музыки и танца.

1

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

16

17

Музыка и изобразительное искусство (15 часов)

Понятия, общие для музыки и живописи

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

17

18


Музыкальность слова

1

Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.

18

19


Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством

1

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

19

20


Музыкальные сюжеты в литературе


1

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

20

21


Живописность искусства

1

Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

21

22


Музыка - сестра живописи

1

Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

22

23


Можно ли создать портрет человека с помощью музыки?


1

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

23

24


Тема богатырей в музыке

1

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

24

25


Может ли музыка выразить характер человека?

1

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

25

26


Образы природы в творчестве музыкантов

1

Сформировать понимание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным параметрам


26

27


Хорошая живопись - это музыка, это мелодия

1

Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

27

28


«Музыкальные краски» в творчестве композиторов - импрессионистов

1

Сопоставлять, анализировать,

работать с текстом учебника, выделять главное.


28

29


«Музыкальная живопись» сказок и былин


1

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

29

30


Волшебная красочность музыкальных сказок

1

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

30

31


Сказочные герои в музыке

1

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

31

32

Пасха в музыке (2 часа)

Музыкальность великопостной молитвы


1

Контролировать и оценивать свою деятельность

32

33


Всемирная радость Пасхального канона


1

Контролировать и оценивать свою деятельность

33

34

Проектная деятельность (1 ч)

Творческий проект.

1

Контролировать и оценивать свою деятельность

34


Перечень материально- технического обеспечения


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


ПРОГРАММА Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы - Москва: Просвещение, 2008год) и региональной программы РБ - Музыка. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова.


УЧЕБНИКИ «Музыка. 5 класс», авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

М., Просвещение, 2005г

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ «Музыка. 5 класс» Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова.

Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.


2. Печатные пособия


Таблицы 1) Портреты великих композиторов
2) Демонстрационные таблицы по темам: «Струнные инструменты», «Ударные инструменты», «Духовые инструменты», «Интонация», «Русский оркестр».


3. Технические средства обучения


Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.


4. Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).


5. Натуральные объекты


6. Игры и игрушки.


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.


7. Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа:




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал