7


  • Учителю
  • ТКУ Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: крезь

ТКУ Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: крезь

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: Крезь

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Ф.И.О. преподавателя: Тутолмин Александр Викторович

2. Курс: 4,

3. Дата: 23 ноября (среда)

4. Предмет: «Организация оркестра детских музыкальных инструментов»

5. № учебного занятия (практикум) по РПД: 5

6. Тема учебного занятия: Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: Крезь

7. Место и роль учебного занятия в изучаемом модуле: занятие по теме раздела: «Основные этапы работы с детским оркестром музыкальных инструментов» занимает соответствующее место в логике преподавания учебной дисциплины, вслед за темами: «Организация и методика работы с детским оркестром» и «Руководитель детского творческого коллектива». Особенностью данного учебного занятия в изучаемом разделе является освоение будущими бакалаврами начального образования всего многообразия форм организации музыкально-творческой деятельности младших школьников.

8. Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний

9. Вид занятия: Семинар-практикум

10. Цель: Формировать музыкально-методическую эрудицию студентов в процессе овладения методикой обучения младших школьников элементарному музицированию на инструментах детского музыкального оркестра.

11. Планируемые результаты: Формирование методической компетенции «ПК-3»: готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; выполняя функции педагога-предметника и классного руководителя, бакалавр применяет современные методики и технологии, методы диагностирования достижений младших школьников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Знать: современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

Уметь: выявлять особенности учебно-воспитательного процесса в конкретном ОУ на конкретной образовательной ступени, определять эффективность используемых методик и технологий, выбирать оптимальные методики и технологии применять полученные знания в процессе решения педагогических задач; осуществлять развитие интуитивного мышления у детей.

Владеть: современными методиками и технологиями, навыком применения методик и технологий для решения профессиональных задач в конкретном ОУ на конкретной образовательной ступени; организационными формами, методами и технологиями для решения профессиональных задач в конкретном ОУ.

12. Основные понятия: «элементарное музицирование», «музыкально-коммуникативная деятельность». «метр», «музыкальная интонация», «ритм», «музыкальный квадрат». «импровизация», «ритмическая и мелодическая формулы»,

13. Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая; диалогическое сотрудничество.

14. Межпредметные связи: Музыкальная педагогика, Арт-дидактика, возрастная психология, педагогическая психология.

15. Ресурсы: Кабинет (ауд.213), телевизор, классная доска, ноутбук, программные продукты: медиа-презентации, учебники и учебно-методические пособия, программы обучения, цифровые образовательные ресурсы.

16. Учебники и учебные пособия: Виноградов Л.В. Элементарное музицирование. М., 2001; Жилин В.А. Речевые упражнения. Челябинск, 1996; Жилин В.А. Занимательные игры для чтения с листа. Челябинск, 2006; Вестник педагогического общества Карла Орфа, № 13 - 2005. finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/artschool_krez

17. Краткое описание: Знакомство и практическое освоение навыков игры на щипковом народном удмуртском музыкальном инструменте Крезь. Развитие методического мастерства будущих бакалавров в процессе обучения младших школьников элементарному музицированию на инструментах детского музыкального оркестра.

18.Информационный и презентационный материал: Веб-сайт журнала «Музыка в школе»: www.art-in-school.ru; Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн»; Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»; Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»; Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП); Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"; Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»; Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Тутолмин А.В. Крезь в музыкальной этнокультуре удмуртского народа: презентация к урокам музыки www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_muzyke_quotkrez_v_udmurtskoy_muzykalnoy_etnokulturequot_7_klass-20776.htm

www.codersteam.ru/videos/view.php?video=kwwS7tPtz6A&feature=youtube_gdata_player&title=Удмуртская+песня+ИТАЛМАС

www.youtube.com/watch?v=ddqS13Jox94

vorshud.unatlib.ru/index.php/Музыкальная_культура_удмуртов#.D0.9C.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B8.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D1.82.D1.8B на сайте в разделе музыкальные инструменты



19. Раздаточный материал: Шумовые инструменты детского оркестра (15)

20. Методика: контекстное обучение.





25. Оформление классной доски23 ноября 2016 года Д/з………….

Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: Крезь





План:

  1. От ритма - к мелодии. Воспроизведение и закрепление навыков игры на шумовых инструментах и методики научения элементарному метро-ритмическому музицированию детей.

  2. Струнный калейдоскоп. Знакомство и практическое освоение навыков игры на щипковом народном удмуртском музыкальном инструменте Крезь.

3. Семь ступеней в мир ВИНИ-оркестра. Развитие методического мастерства будущих бакалавров в процессе обучения младших школьников элементарному музицированию на инструментах детского музыкального оркестра.













Понятийный аппарат

Щипковые музыкальные инструменты: балалайка, гитара, гусли, крезь.

«Элементарное музицирование», «музыкально-коммуникативная деятельность». «метр», «ритм», «музыкальная интонация», «музыкальный квадрат». «импровизация».

Оркестр, дирижер, дирижерская палочка, скрипичный ключ:



Суть метода контектстного обучения

Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности Преподавание учебных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности.





Фрейм проблемы

©

Методическое саморазвитие

?

Какова роль ВИНИ-оркестра в повышении общекультурного развития младших школьников?

+

Крезевое музицирование обогащает духовные способности человека

!

Почувствовать, представить-сопоставить, догадаться, понять, исполнить, отрефлексировать.

*Задания на поиск примеров-коллективного музицирования детей в условиях стандартизированного образования.





Резюме

1. (Развитие чувства ритма, влияет на согласованность био-ритма и темпа жизнедеятельности отдельного человека с ритмичностью и темпом учебно-воспитательного процесса, трудовой, профессиональной деятельности)

2. (Мелодия - душа музыки. В душе каждого человека, на струнах его души звучит своя мелодия)

3. (Надо овладевать методикой универсального научения детей «размеренной, динамичной, ритмичной, гармоничной и мелодичной» деятельности)









25. Характеристика этапов занятияЭтап занятия

Вре-мя,

мин.

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы

приемы

Компетенции

Мотива-ционный

5



Знакомит студентов с особенностью проведения занятия.

Настраиваются на занятие творчеством

Пед. интрига

Ценностноориентационная

1 этап.

Деревян-ные истории































































































































2 этап

Струн-ный калейдоскоп













































































































































































































35











































































































































45



















































































































Методический словарь.





Рабочая тетрадь.



Презентация об искусстве игры на ложках













































Мини-концерт на музыку р.н.п. «Барыня», «Светит месяц»





Аудиозапись пьесы Э. Грига «В пещере горного Короля»





































Фонограмма р.н.п. «Подай, балалайку».









Презентация методического пособия ВИНИ-оркестра





















































































Презентация Крезь в музыкальной этнокультуре

www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_muzyke_quotkrez_v_udmurtskoy_muzykalnoy_etnokulturequot_7_klass-20776.htm





В разделе «аудио»







В разделе «Видео»



www.youtube.com/watch?v=ddqS13Jox94



www.codersteam.ru/videos/view.php?video=kwwS7tPtz6A&feature=youtube_gdata_player&title=Удмуртская+песня+ИТАЛМАС



Суронова А., 333 гр.







Крези







Практическое ознакомление студентов с инструментом







Упражнения из школы искусства игры на крезе С.Н. Кунгурова



















Музицирование «на слух»





















Игра по партиям



































Игра всем ансамблем







Рефлексия





Итог занятия

Воспроизведение базы знаний путем диалога со студентами об основных группах оркестра детских музыкальных инструментов

ЦЕЛЬ курса по выбору - Вызвать желание заниматься в кружке музицирования (КруМуз) и вовлечь студентов в мир музыки и оркестра.

Задачи: Познакомить с разными видами оркестров (народный, симфонический и эстрадный, детский ); Учить создавать детские оркестры, подбирая соответствующие инструменты: Развивать умение узнавать и называть знакомые музыкальные инструменты; Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, Развивать творческие способности, через игру на шумовых и интонируемых музыкальных инструментах; Формировать навыки игры на некоторых музыкальных инструментах; Закреплять, через словарную работу понятия: оркестр, дирижер, дирижерская палочка, скрипичный ключ:









Что даёт такая совместная деятельность в контексте приобщения к оркестровому музицированию детей и школьников?

Ритмическая гимнастика. Студентам предлагается внимательно следя за видео-анимацией нотации звучащего ритма в слайдах презентации упражнений для шумового оркестра и слушая музыкальное сопровождение (подсказка) пытаться чётко выполнять ритм и последовательность исполнения (на ложках, бубне, треугольнике, колокольчике)

Предлагается от слов перейти к делу. Объявляется конкурс на лучшее музицирование (импровизированный аккомпенемент на ложках) в малых группах (ансамбль) и индивидуально (соло)

Контрольное задание для всех студентов - правильно исполнить на ложкках ритмический рисунок пьесы.

Сначала надо запомнить ритм этой музыки, а для этого мы с

тобой будем напевать песенку про гномов и хлопать

при этом в ладоши.

/Далее вы с ребенком напеваете или просто проговариваете как стишок написанные ниже слова, одновременно

прохлопывая ладошками каждый слог. В конце каждой строчки надо сделать небольшую паузу, т.е. остановку,

а после слова «короля» - пауза делается немного длиннее. Проделайте это несколько раз, пока ваш ребенок

не сможет легко воспроизводить ритм песенки. Сначала делайте это вместе с ребенком, а потом попросите его

сделать все самостоятельно/.

Мы - и - дём - за - гно - ма - ми (-)

тай - ны - ми (-)

тро - па - ми (-)

.Мы - и - дём - за - гно - ма - ми - в - пе - ще - ру - ко - ро - ля (--).

Завершает импровизированный концерт исполнение педагога дополнительного образования ДДК г. Глазова Тутолминой-Линдт М.И. и преподавателя курса - Тутолмин А.В. на ложках и балалайке ант-репризы на р.н.п. «Подай, балалайку».

Напомним методику организации музыкально-творческой деятельности в оркестре ВИНИ («Восхитительно-Интересных Необычных Инструментов).

Семь ступеней музыкальных в мир звуков, музыки и оркестра:

1 ступень - звуки, мы их слушаем и исполняем на шумовых самодельных инструментах;

2 ступень - ритм (звучащие жесты, дидактические игры, игра на палочках и т.д)

3 ступень - знакомство с музыкальными инструментами

4 ступень - игра на музыкальных инструментах

5 ступень - творчество (выражение себя через движение. пение и игру на музыкальных инструментах)

6 ступень - правила игры на инструментах и в оркестре

7 ступень - оркестр.



Давайте и мы, условно перелистнём календарь оркестра детских музыкальных инструментов. Будем считать, что «деревянные истории» мы узнали. Пора познакомиться с калейдоскопом струнных щипковых музыкальных инструментов.



Познакомить студентов с извлечением любопытных материалов из разработки «Урока (занятие) с использованием современных информационно - коммуникационных технологий»

Урок музыки в разделе «Региональный компонент»

для 4 класса общеобразовательной школы

«Традиционный удмуртский инструмент - Крезь»

Федотовой Марии Леонидовны, Педагога дополнительного образования МБУ ДО РЦДТ АМО «Воткинский район»;

Учитель МБОУ СОШ №62 г.Ижевска

Встреча с проблемой

1.Актуализация опыта

Учитель предлагает вспомнить, что они знают о народных инструментах, а так же

какие удмуртские инструменты им известны.

2.Создание проблемной ситуации

Называют русские народные инструменты; инструменты симфонического оркестра, а также вспоминают классификацию: струнные, ударные, деревянно - духовые, медные.

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняет друг друга, часть противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: оказывается ни одного удмуртского инструмента не назвали.»



Краткий экскурс в историю и географию происхождения удмуртских гуслей-крезь по слайдам презентации.



Устройство крезя и его отличие от русских гуслей.



Особенности звучания различных крезей.



Этнопсихологический и педагогический аспекты крезя.









слушаем звучание крезей. Кунгуров Фантазия на две удмуртские темы



смотрим разные виды крезей. Меч Идна-Батыра (фрагменты и на титры)



Звучание всех крезей послушаем на youtube



Организация информации составить таблицу целостного представления синкретичного и самобытно специфичного музыкального инструмента - крезь.



Разновидность

Назначение

Тембр











Далее преподаватель предлагает «вживую» послушать и понаблюдать за исполнением известного удмуртского напева-хоровода «Ширьян»



Преподаватель обращает внимание студентов на крези, приготовленные для репетиционной и демонстрационной работы.



Объясняет устройство инструмента и традиционный строй (диатонический), основные требования к постановке исполнительского аппарата, включая посадку за инструментом, положения рук и пальцев.

Демонстрирует основные способы звукоизвлечения



Как и в предыдущих занятиях по овладению навыками игры на шумовых инструментах, чтобы научиться играть на интонируемых (струнных щипковых) музыкальных инструментах, нужно также выполнять «мелодическую гимнастику», т.е. определённые упражнения на технику извлечения звуков на инструменте.

Исполнение гаммообразных последовательностей.

Преподаватель показывает образец выполнения фрагмента упражнения. Затем репетиционным жестом показывает вступление для обучающихся (5), а «фокус-группу» (не играющих в настоящий момент) помогать играющим, тихо отхлопывая ритм упражнения.

Преподаватель предлагает студентам «на слух» подобрать мелодию удмуртской девичьей частушки «Ой-ле, ой-ля-ле» после наигрыша мелодии на фортепиано, т.е. без визуальной поддержки на крезе.

Преподаватель показывает и растолковывает особенности исполнения звуков разной высоты на инструменте и аппликатурное несоответствие при игре мелодии правой рукой.

При повторе преподаватель аккомпанирует, выравнивая тем самым ускорение исполнения мелодии студентами.

Преподаватель показывает и объясняет исполнение «Баса-остинато» для игры в ансамбле.

Двум «крезчи» преподаватель предлагает играть строго под-счёт мелодию частушки, а «фокус-группе» тихонько отхлопывать и напевать (на припев) мелодию, тогда как двое других играют «бас-остинато».

На припев преподаватель подключается и играет партию аккомпанемента.

Затем просит сыграть с ним в ансамбле только партию баса.

Затем просит сыграть с ним только партию мелодии.

Приглашает вместо себя сыграть аккомпанемент кому-либо из студентов.

Преподаватель руководит совместной игрой студентов (парами), исполняющих одновременно три разные партии.





Предлагает поделиться своими эмоциями и впечатлениями от занятия.

Преподаватель благодарит всех за плодотворную работу на занятии.

































Студенты активно участвуют в обсуждении вопросов.

На предыдущих занятиях:

- Познакомились с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них.

- Учились использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.

- Играли в ансамбле ложкарей (группами)



- Развивает фантазию, творчество и воображение, коммуникативную, исполнительскую и слушательскую компетенции, мышление и академическую мобильность.







Студенты аккуратно выполняют ритмические упражнения.



Студенты музицируют отдельными ансаблевыми группами и индивидуально, демонстрирую владение основными приёмами игры на ложках и др. шумовых инструментах.

Получается не у всех и не всегда правильным музыкальным ударением.

















Исполняют правильно делая ударения и сохраняя ритм при ускорении темпа в пьесе.

























Студенты фиксируют используемый руководителем ВИНИ-оркестра наглядно-методический материал: - Большие плоскостные инструменты (вырезаны из фанеры)

Ритмическая дорожка

Скрипичный ключ и дирижерская палочка

Ширмы с карманами для музыкальных инструментов

Кармашки на стульчики для карточек и платочков, ритмических палочек

Музыкальные инструменты

Самодельные шумовые инструменты

Домра и аккордеон

Плакаты в виде перекидного календаря с фотографиями оркестров

Видео с выступлением выпускников.





















Студенты внимательно слушают «вести из школы», анализируют представленную им информацию, соотносят вывод педагога с собственными представлениями о востребованности изучения удмуртской музыкальной этнокультуры и возрождению интереса детей и юношества к истокам крезевого музицирования.









Студенты соотносят имеющиеся у них представления о традиционном удмуртском инструменте, особенностях его изготовления, способах игры на крезе, роли крезевого инструментального исполнения в жизни удмуртов.









Студенты вслушиваются в знакомые напевы северных удмуртов, представляют художественный образ музыкального произведения.

Переживают содержание былинного предания и слушают узнаваемую тембрально мелодию в исполнении на крезе.

Этно-зарисовку в исполнении Уткиной фольк-группы прослушивают для знакомства со звучанием бытового Пыж-крезя.

По ходу демонстрации презентации и прослушивания фиксируют информацию в таблицу.





Студенты подмечают отдельные особенности игры на крезе.





Студенты (по очереди) усаживаются на стулья у классной доски, берут в руки крези, пытаются скопировать все демонстрируемые преподавателем действия включая посадку за инструментом, положения рук и пальцев,

основные способы звукоизвлечения.



Студенты фиксирую в рабочих тетрадях основные требования к звукоизвлечению на крезе, делают зарисовки положения рук за инструментом.





Студенты вслед за преподавателем стараются «с рук» и под счёт на «Раз-и, два-и» восьмыми длительностями играют упражнение для первого и второго пальцев в восходящем и нисходящем движении.





Отдельные студенты пробуют подобрать мелодию.

Студенты уясняют особенности игры мелодии правой рукой.

Малыми группами играют ансамблем (вместе слаженно, под счёт) мелодию частушки.





Студенты играют «бас-остинато» на первую и вторую долю такта.





Студенты парами вместе исполняют мелодию и бас.





Исполняют басы.





Исполняют.





Студенты при поддержке «фокус-группы», отхлопывающей и припевающей мелодию удмуртской девичьей частушки исполняют свои музыкальные партии.

Студенты высказывают свои впечатления и делятся своими достижениями в процессе крезевого музицирования.



































Репродуктив-ный























Продуктивный





















Креативный



















Индуктивный











































































































































Объяснительно-иллюстратив-ный























</ Экспрессивный

































Ассоциативно-рефлекторныйи

































































Креативный















































































Ценностно-ориентацион-ный















Субъект-

ная















































Личностного самосовершенствования





















Субъект-ный























































































































































Субъект-ная

























Слуша-тельская































Субъект-ная

































































Личностного самосовершенствования







































































Рефлексивная

















Разработал: д.п.н, проф. Тутолмин А.В.

ТКУ Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: крезь





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал