7


  • Учителю
  • Проект по краеведению 'Жемчужина села Верхнее Санчелеево'

Проект по краеведению 'Жемчужина села Верхнее Санчелеево'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Всякий раз, когда я смотрю на наш прекрасный храм, то понимаю, что нет ничего важнее, чем преображение человеческой души. Глядя на величественный православный храм, мы радуемся душой, восхищаемся, ликуем: «Какая красота! Какое благолепие!» Вот так же Господь смотрит на души
предварительный просмотр материала

Богородично - Казанский храм села Верхнее Санчелеево-жемчужина истинной веры и подлинной духовности.

Верхнее Санчелеево расположено в 30км от Тольятти. До революции здесь проживало более 4000 человек, сегодня -1500 на 700дворов.

И стоит посреди села сохранившийся в дни лихолетий удивительный храм, вспоминая своих создателей, хранит тепло их душ и передаёт духовную эстафету от прошлого к будущему.

Храм, при виде которого захватывает дух от его удивительной архитектуры (он выполнен в стиле московского барокко 17 века и недавно признан памятником архитектуры), сегодня напоминает о тех годах, которые выпали на его долю. Это были годы и расцвета, и годы лихолетья, и годы возрождения веры.

История храма


История храма началась с конца 19 века, когда санчелеевцы для нужд церкви приспособили бывший деревянный молитвенный дом. Так в 1861 году была открыта церковь с престолом во имя Казанской Божией Матери. Само село считалось зажиточным и большим, а так как деревянная ветхая церквушка не вмещала в себя и половины верующих, то в 1895 году на сельском сходе порешили строить каменный храм. За 34 года с 1861 по 1895 население села увеличилось почти вдвое и достигло к 1906 году 4300 человек при общем числе дворов 751. Сход определил и источники финансирования. Ими стали:

- общественные средства от сдачи земли в аренду;

- от продажи хлеба, выращенного на земле, которую общество выделило до окончания строительства церкви;

- окладные подушные сборы;

- доброхотные пожертвования.

И в 1896 году от жителей села Верхнее Санчелеево было подано прошение правящему тогда архиерею, а по получении разрешения заказчики заключили договор с епархиальным архитектором Хименским на составление проекта и сметы.

Всем селом принялись за стройку: кто помогал деньгами, кто сам принимал участие, ничего жители не жалели для строительства храма. В строительную комиссию включили 18 человек, главным строителем избрали мелекесского купца II гильдии Степана Логиновича Буркова. Сельчан волновала достаточно большая сумма, указанная в предварительной смете - 35 тысяч рублей. Но строительная комиссия вместе с Попечительским советом, надеясь на Божью помощь, энергично взялись за дело.

Строительство велось только летом. По окончании сезона попечительский совет во главе со Степаном Бурковым отчитывался о проделанной работе и истраченных средствах, а затем шла заготовка материалов и средств к следующему году.

Шли годы… И наконец 15 января 1905 года на имя Преосвященнейшего Константина, епископа Самарского и Ставропольского, поступил рапорт от священника Павла Полеряскинского и от псаломщика Петра Андреева о том, что храм заложенный 9 мая 1896 года построен 4 июня 1904 года. В рапорте епископу священник Павел Полеряскинский и псаломщик Пётр Андреев сообщали также, что в иконописной мастерской Белоусова в Самаре изготовлен план иконостаса и ждёт утверждения, что всего было израсходовано 51 тысяча рублей, из которых 46 тысяч собрано попечителями, а 5 тысяч пожертвовал из собственных средств купец Степан Бурков. 11 июня 1906 года благочинный I округа Ставропольского уезда Самарской епархии протоиерей Яков Головцев освятил в селе Верхнеее Санчелеево, вознесшийся в небо своими 22 главами с воздвигнутыми на них крестами, новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При церкви был подземный ход, по которому ходила лошадь с дровами для печей, сложенных по типу московских.

Стены же храма были расписаны евангельскими сюжетами местным уроженцем художником Андреем Головачёвым, который использовал старинную технику: краски, наносились на сырую известь, проникая вглубь раствора. Когда они высыхали, становились яркими и объёмными, словно светились изнутри. Как зачарованные стояли прихожане на той первой праздничной службе, поражаясь благолепием, грандиозностью и величием их белоснежного красавца храма.

И устремился благочестивый народ в новый храм с верой, прибегая к заступнице своей Усердной, Пресвятой Богородицы и получая по вере своей Её помощь и исцеление от душевных и физических недугов.

Но многострадальную Россию ожидали впереди страшные испытания, после революции большевики заставили многих отречься от многовековой веры и зажить новой жизнью без бога в сердце. Храмы же и церкви были отданы на разграбление и поругание на многие десятилетия. Не обошли эти грозные времена и Верхнее Санчелеево. В тот страшный день 1922 года сдирались со стен белоснежного храма святые иконы и сносились в общую кучу для сожжения. Плакали прихожане, глядя на это надругательство, а некоторые из них, рискуя жизнью, спасали иконы. Самого же настоятеля Павла Полеряскинского арестовали во время службы и увезли в самарскую тюрьму, где он мученически умер, стоя на коленях во время молитвы. Храм пришел в запустение. Сельчане, рискуя навлечь на себя немилость властей, спасали от поругания святыни - уносили и укрывали в своих домах иконы. В середине 30 х. годов жители села Верхнее Санчелеево Сатькин Иван Трофимович взял к себе на сохранение два образа. Одним из них была Казанская икона Божией матери. Почти 60 лет хранилась она в этой благочестивой семье. После смерти Ивана Трофимовича за иконой присматривали его сын с супругой Сатькины Василий Иванович и Анна Фёдоровна. Именно они и вернули образ в 1991 году вновь открывшейся церкви.

В годы советской власти помещение церкви использовалось для хозяйственных нужд. В ней было устроено зернохранилище. Но однажды из райкома пришло указание: срочно разрушить церковь, а кирпич свезти на ферму. И лишь благодаря ходатайству председателя колхоза Николая Михайловича Макарова здание оставлено было под зернохранилище, благо в тот год урожай выдался на славу.

В 1970 году один из куполов церкви от удара шаровой молнии вместе с крестом был повержен на землю, а сама кровля сгорела. От дождя и снега уникальная роспись была полностью уничтожена, полы разрушены.

Возрождение храма


И вот 5 января 1991 года, впервые после долгих лет молчания, под сводами храма раздались звуки богослужения. Благочинный отец Николай Манихин освятил церковь и отслужил молебен перед началом реставрационных работ. Полуразрушенное и обезглавленное здание было отдано православным.

В 1993 году на постоянное служение в Верхнее Санчелеево был назначен священник Николай Гурьянов. Именно при нём восстановление храма пошло быстрыми темпами. Вскоре, благодаря благотворительности прихожан, титаническому усердию трудам священника Николая Гурьянова храм был возрождён. Вставили двойные двери и окна, пол и крыльцо выстлали плитами, закончили штукатурные работы и покраску. Построили хозяйственные помещения, заасфальтировали территорию вокруг церкви, подвели воду. Сделали иконостас. Огромный вклад внесли прихожане, без которых, наверное, вообще ничего бы не получилось. Это Поплавная Р.П., Старкин Н.П., Старкина Т.М., Руськин В.С., Кугушев А. И., Осипова М.В., Рузанова И,В., Икомасова П.Г., Дмитрук А, М., Абрамкина Н., Абрамкина В., Вечканова З.М., Куркин В.Я. В 1996 году отец Николай Гурьянов скончался от сердечного приступа. Похоронен он в селе Ташла, в ограде Свято-Троицкого храма. Около храма в Верхнем Санчелееве, возрождённого трудами батюшки, установлена памятная мемориальная плита, а в сердцах сельчан осталась о нём светлая память.

С конца 1996 до лета 2001 года настоятелем прихода был отец Дмитрий Дружкин, а с лета 2001 года и по настоящее время настоятелем прихода является отец Алексей Ким. Им продолжается огромная работа по реставрации храма, возрождается социальная и миссионерская деятельность прихода. Алексей Ким является учредителем негосударственной общеобразовательной православной школы «Ковчег».

А сам Богородично - Казанский храм признан памятником архитектуры, благодаря чему правительством области, руководством епархии, администрацией села и правления колхоза «Правда», руководством многих предприятий и фирм была оказана большая помощь в подготовке к встрече 100 летнего юбилея храма, являющегося, по отзывам специалистов, «Жемчужиной сельского храмового зодчества».

4 ноября 2006г. православные жители села Верхнее Санчелеево отмечали престольный праздник, и вековой юбилей храма Казанской иконы Божией Матери.

Празднование Казанской иконы Божией Матери - в память избавления Москвы и России от поляков в 1612г.

Икона эта была обретена в 1579году в пострадавшей от пожара Казани. Девятилетней девочке Матроне явилась Пресвятая Богородица и повелела взять на пепелище Свою икону, зарытую при господстве мусульман тайными исповедниками православия. Икону действительно нашли, причем, явление ее сопровождалось множеством чудес.

Казанская икона Божией Матери стала одной из главных святынь православных христиан. Она находилась при ополчении во главе с Косьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска в 1612году освободили Кремль и Москву от захватчиков- поляков. В 1633году в память об этом событии на Красной площади князем Пожарским был выстроен Казанский собор, куда и перенесли чудотворную икону.

«Почитание Богоматери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена из души человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы.

Мы нуждаемся в сердце всепрощающем ,любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себе вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять.

Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией,» - Е.Поселянин.


Жизнь прихода.

Жизнь прихода не ограничивается исключительно стройкой и ремонтными работами. Отец Алексей старается направить прихожан на активную социальную и миссионерскую деятельность. Организованы сбор и раздача нуждающимся теплой одежды. Силами прихода, совместно с тольяттинскими организациями «Ассоциация родителей» и Клуб православной молодежи, в селе была проведена выставка «Молчаливая революция». Школьники и жители села познакомились с материалами, рассказывающими о даре человеческой жизни и важности семейных ценностей, о вреде и последствиях абортивного мышления. Выставку посетили также школьники из других сел, а впоследствии она выезжала по приглашению в поселок Солнечная Поляна.

Те из прихожан, кто присоединился к «Самаре Православной»принимают активное участие в мероприятиях движения- покаянный крестный ход в село Ташла, молитвенное стояние у конгресса Свидетелей Иеговы, слет православной молодежи в селе Царевщина и др.

Приход является учредителем открытой при храме негосударственной общеобразовательной православной школы «Ковчег». Становление учебного заведения процесс трудный и долгий, а православной школы в особенности. Но, выполняя благословение Владыки, небольшой дружный коллектив педагогов старается с этой задачей справиться. Отец Алексей, как духовник школы, всячески им помогает. Жители села уже хорошо знакомы с воспитанниками школы. Дети участвовали в концертах для ветеранов, выступали в клубе на Рождественских празднествах.

Негосударственное образовательное учреждение Православная школа «Ковчег» открылась при храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Верхнее Санчелеево Ставропольского района Самарской обл.в сентябре 2005года.

В свой первый учебный год школа состояла из двух классов, в которых обучались 16учеников.На 2006-2007учебный год был набран первый класс, количество обучающихся в трех классах возросло до 24человек (4ученика из села и остальные из города Тольятти).

С первого дня и по настоящее время основное обучение в школе проводится по традиционным для российской школы программам: математика- Моро; русский язык, родная речь- Горецкий, Рамзаева. Проводятся занятия по рисованию, труду, музыке, природоведению, физкультуре. При школе работает филиал-отделение Тимофеевской музыкальной школы. В рамках школьного предмета дети изучают Закон Божий, основы Православной культуры и церковнославянский язык.

Педагоги школы являются православными верующими людьми, научный руководитель школы - сотрудник лаборатории Православной педагогики при уральском отделении Российской Академии Образования кандидат психологических наук Храмова Н.Г. Специальные предметы в школе преподают священники отец Алексий (Ким) и отец Сергий(Макаров).Налажено сотрудничество с муниципальной сельской школой и сельским домом культуры. Считая основной роль семьи в воспитании личности ребенка, с родителями школы проводится просветительская работа педагогическим коллективом и духовным наставником школы о. Алексием.

Материально - техническая база школы складывается из средств прихода, добровольных пожертвований и личного участия родителей в организации учебного процесса. Такое положение заставляет вырабатывать и реализовывать модель управления школой, в которой родительская составляющая является не формальностью, а фактором необходимым для самого существования учебного заведения. В новом учебном году школа вновь приняла в школьный коллектив первоклассников и их родителей и сам этот факт подтверждает то, что такие учебные заведения, как Православная школа имеют право на существование и востребованы в христианском мире.

Многие сложности претерпел, и ещё будет терпеть коллектив школы - Богоугодное дело легко не даётся, - но, воспитываясь в православном коллективе, дети, получают необходимый для жизни духовный иммунитет. Глаголет Христос: «претерпевый до конца, той спасётся».

Ковчег

Мы плывём в ковчеге

К знаниям вперёд.

И встаёт над нами

Цифр небосвод.


Буковок и правил

Полные моря

В нашей доброй школе

Их узнаю я.


С каждым годом ближе

Подплываем мы

К острову грамматики,

Знаний, доброты.


А в конце нелёгкого,

Долгого пути,

Мы сойдём на землю

Умными людьми.

Мария Ким, Римма Давыдова


Крестный ход не кончается


С 2003 года по инициативе православной общественности движения «Самара Православная» совершается ежегодный паломнический крестный ход от г. Тольятти до села Ташла. Крестный ход приурочен ко Дню памяти Святых Царственных мучеников и имеет определённый духовный смысл. Ежегодно идут пожилые люди, матери с младенцами в условиях тяжёлых даже для молодых и полных сил. Да, еле передвигая ноги, замахиваются на пятидесяти километровый двухдневный переход, но за семь лет проведения крестного хода не было случая серьёзной травмы или какого либо несчастья. Мозоли и лёгкие недомогания в расчёт не принимаются. Так за чем же люди идут в крестный ход? За тем, наверное, что помогает в преклонном возрасте преодолеть июльское пекло и выстоять церковную службу. За тем, что поддерживает там, где человеческих сил, безусловно, недостаточно. И эта чудесная помощь не есть что-то секретное. Получить её, приобщиться к ней может каждый. Достаточно лишь вспомнить про свои истоки и войти в двери православного храма. Вернуться домой.

Хочу привести описание впечатлений от крестного хода постоянного его участника - Дениса Гончарова:

«Когда крестный ход прибыл в село Верхнее Санчелеево, прошла уже половина вечерней службы. До этого паломники делали остановку в Нижнем Санчелеево, где отслужили молебен. Пошёл седьмой час вечера, но жара не спадала. Поэтому под прохладные своды храма в честь Казанской иконы Божией Матери люди входили, как в освежающую воду. Служба длилась допоздна - много времени заняло помазание и исповедь. Поужинав и приведя себя в порядок, участники крестного хода стали устраиваться на отдых. На следующий день им предстоял не лёгкий переход до села Ташла.

Как обычно, в субботу утром к крестному хорду присоединяются «новые силы» на автобусах паломнических служб или на своём транспорте прибывают те, кто в пятницу работал. За последние годы сложилось оптимальное число участвующих в ходе Тольятти - Ташла. Примерно 250-300 человек. Думается, цифра достигла уровня, соответствующего нынешнему духовному состоянию города. То, что развлекательные мероприятия и съезды сектантов собирают куда больше народа, тоже говорит об уровне этого духовного состояния.

Но две с лишним сотни человек, готовых физически и молитвенно потрудиться в тяжёлых условиях крестного хода, - это серьёзная заявка на изменение ситуации! Ведь если говорить не о количестве, а о качестве - оно, без всякого сомнения, именно здесь. Тем более, что с каждым годом организация хода улучшается. Я имею в виду не вкусное питание и организацию отдыха паломников, что всегда присутствовало и в Верхнем Санчелеево, и в Ташле. «Старожилы» помнят первые крестные ходы, проходившие почти без духовенства. Теперь большую часть пути с нами шли священники: отец Прокопий (Гудков), отец Сергий (Макаров), отец Алексий (Ким), и часть хода к Ташлинскому источнику - отец Дионисий (Остапенко). Но особо порадовал следующий момент. Те, кто хоть раз побывали в крестных ходах меня поймут. Самое трудное в пути отнюдь не мозоли, непогодные или дорожные условия, не физическая усталость. Гораздо труднее удержать разум в сосредоточённой молитве. Эта трудность присутствует на любой продолжительной церковной службе. Только в крестном ходе отвлекающих факторов гораздо больше. Кроме перечисленных выше, это и соблазн пообщаться с идущим рядом знакомым, пусть даже на благочестивую тему. И по слабости нашей часто мы сами лишаем себя сокровенного смысла наших трудов, неуместным разговором принижая крестный ход до простого перемещения из пункта А в пункт Б.

Конечно, в прошлые годы тоже читались акафисты и молитвы. Но я помню ,что уже в середине колонны было сложно разбирать слова, а случалось и так, что «голова» и «хвост» крестного хода читали каждый свое. В этом году таких проблем не было. Сразу за хоругвями и иконой великомученицы Варвары организованно шли мужчины. За ними-женщины. Следом коляски с малышами, и замыкали ход автомобили сопровождения. На всем пути мы читали Иисусову молитву-братья и сестры попеременно. Первый переход(на участке Верхнее Санчелеево-Ташла их было три)мне пришлось выходить из колонны, чтобы сделать снимок, так что большую часть времени я шел сзади. И молитва была прекрасно слышна в любом месте, что очень помогало сосредоточиться. Это отмечали на привалах и другие участники хода, за что хочется отдельно поблагодарить организаторов.

Миновав улицы Верхнего Санчелеево, крестный ход вышел в поля. Иногда приходилось замедлять ход: некоторые сельчане подходили, чтобы пройти под иконой великомученицы Варвары. На небе ни облачка, на термометре далеко за 30.Жители,выбрав тень погуще, сидят у заборов на лавочках. Однажды от одной лавочки донеслось: «Фашисты какие-то, и детей с собой тащат!»Если в субботний день, вместо того чтобы взять в руки «ваучер» с пивом, люди берут икону, детей и по солнцепеку куда-то идут - значит с ними не все в порядке. Видимо, такая мысль посещала многих наблюдающих за нами из подзаборного «тенька».

Объяснять некогда, даст бог, сами поймут. У нас впереди 20 с лишним километров пути. Во главе крестного хода отец Алексей в полном облачении, с крестом и кадилом. При взгляде на него понимаешь, что тебе на самом деле не очень-то и жарко. Грунтовая дорога в поле пропеклась на все сто. Даже трава на несколько метров от нее покрыта густой пылью. Легкое облако пыли движется вслед колонне. В знойном воздухе разносится «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.»

На первом привале батюшка окропил всех святой водой. Люди радостно подставляли разгоряченные лица каплям живительной влаги. Закончив, отец Алексей вернулся в село, готовиться к вечерней службе. Мы расселись под деревьями отдыхать. Рядом расположилось семейство Потяшиных. Мама Елена с шестью детьми. Видимо, ярлык «фашисты»относился к ней, ведь младший Алеша(ему год и три месяца)путешествовал в детской коляске. Сейчас он старательно очищал вареное яйцо и, судя по бодрому виду, чувствовал себя превосходно.

Моя одиннадцатилетняя дочка начала жаловаться на усталость. После короткого семейного совета приняли решение идти поближе к иконе. Оба хорошо знаем, откуда в крестном ходе берутся силы. Фотоаппарат убирается в сумку, а мы занимаем место где-то у головы колонны. Там и шли до самой Ташлы, держась за руку и читая вместе со всеми Иисусову молитву. Белые одеяния тех, кто нарядился в крестный ход по-праздничному, постепенно темнеют от пыли. Но имеет ли это значение, если звучит молитва и праздник в душе?

В Ташле отец Николай, отец Евгений и отец Дионисий встретили нас с чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница от бед» и иконой Святых Царственных мучеников. На следующий день, в воскресенье, на источнике отслужили молебен. Закончился шестой крестный ход Тольятти -Ташла. Закончился?

Как долго продержится в нас это светлое чувство причастности друг другу, причастности большому, действительно важному и нужному делу? То, что и называют соборностью. Наверное, у каждого по-своему. Крестный ход, как пример деятельной молитвы, задает нам ориентиры для повседневной жизни. Учит молиться, как дышать, не прерываясь ни на минуту. Учит жить и действовать, как молиться Богу, все наши дела, обращая к Нему. А если так, то крестный ход не заканчивается. Вот только всегда ли мы помним это, нерадивые ученики?

Наш пастырь


Хотелось бы сказать несколько теплых слов о нынешнем настоятеле храма, моем духовном отце-батюшке Алексии. Более всего радует нашего пастыря не столько благолепие храма, сколько собирание, объединение прихода, то есть созидание душ человеческих. Когда именно так направлена пастырская деятельность, тогда и все внешнее прилагается: и реставрация храма идет своим чередом, и приход приобретает хороший достаток, и все прочее необходимое дается.

Иерей Алексий Ким - замечательный проповедник. Вот отрывок из его проповеди, открывающей нам пример истинного покаяния: «Очень важно уяснить значение слова «покаяние». Аналог этого слова в греческом языке означает перемену мыслей. Какая замечательная подсказка желающему уяснить смысл покаяния. Все начинается с мысли. Всякое сказанное слово имеет своим началом мыслить. И любое сделанное дело также начиналось с мысли.

Мысли по своему нравственному содержанию бывают либо добрыми, либо худыми. Поэтому слова и дела - как продолжение наших мыслей - бывают либо добрыми, либо худыми. Теперь понятно, о какой перемене мыслей идет речь. Человек должен отказаться от греховных мыслей для того, чтобы приобрести добрые мысли. А видимым знаком этой перемены становятся добрые дела и поступки.

Это общая схема, изображающая суть покаяния. Поэтому желающий покаяться должен уединиться, чтобы иметь возможность рассмотреть содержание своего сердца, как сосуда, который хранит в себе мысли. Рассмотреть свое сердце необходимо с точки зрения евангельского учения. Это позволит дать правильную оценку своим мыслям, определить, добрые они или худые. Если по суду совести мы осознаем их греховность, то должны решиться переменить их на добрые и доказать это на деле. Замечательный пример такого покаяния мы видим в житие преподобного Никиты Столпника, который, будучи «мытарем», сборщиком налогов, стал великим святым.»

5июня 2007года в Самаре в Доме Культуры железнодорожников им. А.С.Пушкина состоялась Церемония награждения победителей юбилейной десятой Акции «Благородство». Совет определил 22лауреата. В их числе и наш батюшка-Алексей Германович Ким. Вместе с женой Ириной Сергеевной они взяли приемную девочку, четырехмесячную Настю, которой был поставлен диагноз - врожденный гепатит С. Сейчас Насте пять лет, она абсолютно здорова и счастлива в большой и дружной семье Ким.

Когда отцу Алексию сообщили о том, что он стал лауреатом акции «Благородство»,он очень удивился и попросил отдать это звание кому-нибудь другому. По его мнению, он не заслужил этого - ведь взять девочку в семью было простым зовом сердца.


Заключение


Всякий раз, когда я смотрю на наш прекрасный храм, то понимаю, что нет ничего важнее, чем преображение человеческой души. Глядя на величественный православный храм, мы радуемся душой, восхищаемся, ликуем: «Какая красота! Какое благолепие!» Вот так же Господь смотрит на души человеческие и желает, чтобы они были прекрасными храмами духа Божьего. Каменный храм украшается золотыми шатрами и внутренним благолепием, то же самое должно происходить и с нашей душой. А душа наша украшается только добродетелями. И прочное основание нашего храма, нашей души - это смирение… Затем на этом основании мы выстраиваем так называемый духовный дом из добродетелей: милосердия, великодушия, кротости, любви, долготерпения. Поэтому человеческая душа и именуется живым храмом Божиим. Господь говорит об этом: «Вселюсь в вас и буду ходить в вас, и вы будете Мне сыны и дочери, а Я буду ваш Отец».

Храм до восстановления

Храм в настоящее время




На переднем плане здание православной школы «Ковчег» и храм до покраски


Вид с колокольни, село как на ладони




Крестный ход



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал