7


  • Учителю
  • Проект по ОРКСЭ на тему Народные и религиозные праздники на Урале (5 класс)

Проект по ОРКСЭ на тему Народные и религиозные праздники на Урале (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования ГО Богданович

















Предмет:

Основы религиозных культур и светской этики

Тема:

Национальные и религиозные праздники наУрале

Исследовательский проект









Разработчики:

Фатеева Анастасия

Щербакова Полина

ученицы 5а класса МОУ СОШ №3

руководитель проекта:

учитель истории и обществознания

Зеличенко Алина Николаевна





Богданович

2016

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Пасха и Курбан - Байран………………………………………………….5

Глава 2. Рождество Христово и День рождения пророка Мухаммеда…………..8

Глава 3. Масленица и Навруз………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………..18

Приложения













































































Введение.

У чукчей праздник свой народный - байдары,

У русских - пасха,

Казахи празднуют навруз,

Татар любимый праздник- сабантуй,

Евреи же шаббат отметят.

И что же этим я хочу сказать?

Да только то, кем все - таки ты не был

Объединит народы праздников обряд

В любой стране и в уголке земном

Любой прохожий праздник ждет любимый

Пускай семейным будет он,

Который мы большой страной отметим.





Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит историческое наследие всех наций и религиозных групп, проживающих на её необъятных просторах. Эти многочисленные традиции и обычаи - часто уникальные, запоминающиеся, весёлые и печальные, появившиеся в далеком прошлом и воскресшие сейчас в виде национальных праздников. Самое интересное, что насколько эти праздники и обряды не похожи между собой, настолько же они близки и сочетаемы.

Наша малая родина Урал - прекрасный и богатый край, земли которого протянулись «каменным поясом» на сотни километров от студёного Северного моря до бескрайних южных степей. Урал - естественная граница между Европой и Азией, коренной Русью и Сибирью, район, в котором с давних пор пересеклись пути многих морей и народов. Урал - сокровищница разнообразных полезных ископаемых и крупнейший промышленный район России. Урал - кладовая самобытной культуры, уходящей корнями в далёкое прошлое. (2) На Урале жили и живут люди разных национальностей, вероисповеданий, объединённые прошлым и настоящим. Только на территории нашей Свердловской области проживает множество различных малых и больших народов. Самыми многочисленными являются русские, татары, украинцы, башкиры, марийцы, немцы, азербайджанцы, удмурты и белорусы. Самыми распространёнными религиями являются православное христианство и ислам. К православным христианам относятся русские, украинцы, марийцы, удмурты, белорусы и другие менее многочисленные народы нашей области. Мусульмане - это представители татарского, башкирского, азербайджанского, таджикского, узбекского народов. (приложение 1)

Проживая в таком пёстром национальном разнообразии, мы заметили, что некоторые религиозные и народные праздники, отмечаемые на территории нашей области, в чём-то похожи. Поэтому мы решили посвятить свою работу изучению наиболее важных и значимых праздничных религиозных традиций православных христиан и мусульман, сравнить их, проследить историю возникновения, выявить возможные общие и отличительные черты и узнать традиции их празднования.

Актуальность нашей работы в том, что сегодня большим спросом и интересом пользуется всё, что связано с религиозными и духовными традициями различных народов, проживающих в нашей стране. Эту замечательную особенность можно противопоставить той межнациональной и межрелигиозной напряжённости, которая присутствует сегодня в различных странах мира.

Для изучения мы выбрали наиболее важные и любимые праздники двух религий. Это Пасха и Курбан-байрам, День рождения пророка Мухаммеда и Рождество Христово, Масленица и Навруз.



















Глава 1. Пасха и Курбан-байрам.

Праздник Пасхи является самым главным христианским праздником. Он непосредственно связан с иудейским праздником Пасхи, который установлен в память об исходе иудеев из Египта и связан с ожиданием прихода освободителя избранного народа - Мессии. В соответствии с Евангелиями, Иисус Христос был распят, умер и погребен в канун празднования Пасхи (14 нисана по еврейскому календарю), а на третий день воскрес из мертвых.

Подобно пасхальному агнцу, закланному во имя того, чтобы ангел смерти не тронул первенцев иудеев, Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха. Таким образом, оба праздника прославляют свободу: иудеи возносят благодарность Богу за спасение их от смерти (когда ангел смерти "прошел мимо" их домов) и за освобождение от оков египетского рабства, а христиане радуются освобождению от рабства греха и смерти. Поэтому Пасху христиане называют "праздником праздников и торжеством из торжеств".

Как иудейская, так и христианская Пасха ведут начало от древних аграрных праздников: характерным элементом пасхальных торжеств в традиции иудаизма является выпекание пресного хлеба - мацы, откуда произошел и обычай выпекать на христианскую Пасху куличи, а традиция дарения яиц (являющихся также одним из обязательных блюд иудейской пасхальной трапезы) символизирует не только новую жизнь воскресшего Христа, но и приход весны (4).

Пасхальная неделя длится 7 дней. Каждый из дней несёт свои характерные особенности. Начинается это святая неделя празднованием Входа Господня в Иерусалим. Характерным элементом праздника является торжественная процессия с пальмовыми ветвями, которая совершается в храмах во время богослужения. С обычаем освящать в этот день пальмовые ветви связано и другое название праздника - "Неделя ваий" (ветвей) или "Неделя цветоносная". Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось и название "Вербное воскресенье". В этот день в каждой православной семье ставят веточки вербы, освящённые накануне в храме. Хранят их целый год, до следующего Вербного воскресенья. Выбрасывать веточки просто так нельзя, их надо аккуратно сложить в бумагу или газету и, помолившись, сжечь в печи или камине.

Все православные отмечают Пасху обязательно всей семьёй. Существует давняя традиция обмениваться с пришедшими в дом гостями красивыми крашеными яйцами (в народе их называют «крашенки»). Затем, сев за обильно заставленный стол, на котором обязательно стоят куличи и творожная пасха, наступает черёд «яичных поединков». Эту традицию очень любят все, особенно дети. У украинцев, например, также принято готовить на этот праздник вареники с различной начинкой - вишней, капустой, картофелем.

У всех православных принято дарить также в этот день друг другу небольшие приятные подарочки, которые связаны с символами Пасхи.

Пасха не имеет единого дня празднования, это так называемый «плавающий» праздник. В этом году она выпадает на 1мая.

В мусульманском мире Курбан-байрам или Праздник жертвоприношения является главным религиозным праздником. Он является завершающим и в то же время кульминационным пунктом обряда паломничества к главным мусульманским святыням, поэтому его называют "большим", в отличие от "малого" Праздника разговения.

Религиозную основу праздника составляет ветхозаветное предание, переработанное пророком Мухаммедом о том, как по повелению Бога, пророк Ибрахим должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Однако в последний момент Аллах позволил заменить эту жертву закланием агнца. Таким образом, основное содержание этого праздника - жертвенное заклание животного. Жертву должны приносить все, поскольку жертвоприношение в данном случае расценивается как религиозный долг (фарз), для зажиточных людей это еще и общественная обязанность по отношению к бедным (ваджибе).

Во время Курбан-байрама площади городов и деревень превращаются в ярмарки. Здесь торгуют вещами, украшениями, игрушками, едой. Накануне праздника сюда сгоняется мелкий рогатый скот. Торговля идет бойко, поскольку каждый мусульманин стремится выполнить свой религиозный долг. Скота забивают много - до миллиона голов. Обычно это овцы и бараны, реже козы (крупный рогатый скот и верблюдов не приносят в жертву) (5).

К выбору животного подходят особо тщательно - оно должно быть сильным и здоровым, ни в коем случае не увечным, - поскольку верят, что принесенные в жертву животные будут помощниками при переходе человека в загробный мир. Считается, что чем больше мусульманин принесет в жертву баранов, тем легче ему будет впоследствии попасть в рай. Поэтому зажиточные семьи приносят в жертву не одного, а двух-трех баранов. Готовят это мясо женщины. Обычно треть жертвенного мяса поедается в доме, треть раздается соседям и родственникам, треть - бедным. Готовят мясо женщины. Обычно треть жертвенного мяса поедается в доме, треть раздается соседям и родственникам, треть - бедным. Из этого мяса и готовят знаменитый плов. На праздник пекут обязательно бялеш - пирожки с начинкой. Также их готовят на все мусульманские праздники.

В целом праздник проходит в приподнятом настроении, в атмосфере молений, взаимных угощений и народных гуляний.(1)

Отмечается Курбан-байрам по мусульманскому лунному календарю. Это также «плавающий» праздник. В 2016году он выпадает на 12 сентября.

Интересной связующей особенностью этих двух праздников является образ искупительной жертвы, принесённой Богу во имя спасения человечества и обычай праздновать их в широком семейно-дружеском кругу.

















Глава 2. Рождество Христово и День рождения пророка Мухаммеда.

Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Кроме евангельских повествований о Рождестве Христовом, это событие ярко описывается в многочисленных апокрифах, легендах и произведениях народной духовной поэзии.

Раньше Рождество Христово отмечалось в ночь с 24 на 25 декабря. 24 декабря характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь, а с 25 декабря, который является главным днем праздника и днем зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: "Я - свет миру".

Рождество по праву считается самым семейным христианским праздником. Дети, наравне со взрослыми, являются полноправными участниками всех происходящих событий. Конечно, это связано с образом новорождённого Иисуса Христа.

Дом накануне праздника приводится в полнейший порядок. Заранее пекутся пироги и специальные рождественские пряники. Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника. Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост - не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все.

Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название - «сочельник». Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд (в соответствии с количеством апостолов). К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот узвар (состоящий из спелых и сушеных фруктов) и варенье (клубничное, малиновое, земляничное, морошковое). Основные блюда на столе - это поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставится лишний прибор. Все должны попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью по обычаю полагалась запивать узваром. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши.

В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос.

Как и в старинные времена, и сегодня в Рождество принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне (19 января). Гадают прежде всего на жениха или на судьбу. Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозеленое растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы, украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается день Адама и Евы, как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа, - пришедшего в мир ради его спасения. На вершину водружается звезда - навершие - символ звезды Вифлеемской. В России этот обычай распространился в XVIII веке. До сих пор наряжать елку собирается вся семья - и дети, и взрослые, что является очень объединяющим фактором. В эти минуты идут душевные разговоры, смех, звучат трогательные воспоминания взрослых, связанные с их детством. Такие моменты остаются в детской памяти на долгие годы.

Ещё одним необходимым персонажем рождественских дней является Дед Мороз - добрый и щедрый, дарящий всем подарки. Кстати, образ Деда возник из языческого божества холода и мрака, несущего смерть всему живому стужей и морозом - старичка с длинной бородой Мороза по прозвищу Студенец или Трескунец.А слово «мороз» произошло от слова «мор», то есть смерть, болезнь. Много лет в православных семьях роль Деда Мороза исполняли папы и дедушки ждущих подарки ребятишек.

Рождение Пророка Мухаммеда - Маулид ан-Наби (в переводе с арабского - рождение Пророка) - отмечается 12 числа третьего месяца Рабиг ал-авваль исламского календаря. В 2016году Маулид наступит 12 декабря. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом.

У мусульман прототипом христианского первого месяца года - января, является Мухаррам. Первое число Мухаррама (аналог 1-го января) не входит в число праздничных дней в исламе. Следует отметить, что Новый год как таковой, практически во всех мусульманских странах не отмечается, как в нашем привычном понимании. Первого Мухаррама в мечетях читается проповедь о переезде Мухаммеда в Медину (622 г.). Эта же дата является отправной точкой в лунном календаре.

У мусульман считается, как человек встретит первый день Мухаррама, так он и будет жить весь следующий год. Подобная традиция бытует и у православных. Мухаррам - это особый месяц, месяц богослужения и всеобщего покаяния. На Мухаррам Аллах запретил войны, междоусобицы и другие конфликты.

Один из любимых персонажей праздника - мусульманский Дед Мороз, которого зовут Хызыр Ильяс. Он носит вышитый цветами зеленый халат и красный колпак, обвитый шарфом. В руке, само собой, мешок с подарками, которые он доставляет детям. А за несколько недель до праздника люди сажают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. К Новому Году зерна всходят, что символизирует начало весны и нового года жизни. Это так перекликается с православным сочивом.













































Глава 3. Навруз и Масленица.

Масленица считается одним из самых веселых праздников в году. Длится она семь дней, и на протяжении блинной недели люди веселятся, устраивают гуляния, ходят в гости по домам, и поедают блины.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, проводами зимы и встречей весны, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков (приложение 2)

Масленица имеет несколько названий: мясопустной ее называют, потому что происходит воздержание от мяса, сырной - из-за изобилия сыра на этой неделе, и непосредственно, масленицей - из-за употребления большого количества масла. Традиции празднования уходят далеко вглубь нашей истории. Но так же, как и раньше, этот праздник принято встречать с размахом, с песнями, плясками, конкурсами. Каждая православная семья от мала до велика участвует в этих гуляниях. Самыми распространенными забавами, которые устраиваются в селах - кулачные бои, катания на санях, поедание блинов на время, лазанье по столбу за призом, купание в прорубях, игры с медведем, и наконец, сжигание чучела (приложение 2). Главным угощением являются блины с различными начинками. Готовить их нужно каждый день, причем в больших количествах. Народ утверждал, что те люди, которые не веселятся на Масленицу, год проживут бедно и не будет в их доме веселья. Считается, что современные блины - «потомки» овсяного киселя, который кто-то решил запечь на огне. Немного позже люди начали печь блины не только из овсяной муки, но и из ржаной, пшеничной, гречневой. Традиционная кухня знает множество рецептов блинов с различной начинкой. Хозяйки готовят блины с рыбой, с грибами, с яйцом, с медом, с гречкой, с луковым припеком, с творогом. К блинчикам подают сметану, красную или черную икру и сливочное масло. Примечательно то, что блины нужно есть только руками. Считалось, что если их проткнуть вилкой или разрезать ножом, то беда не заставит себя долго ждать(8). Ещё одной древнейшей традицией является зажженное колесо, которое до сих пор в день Масленицы запускают с горы, чтобы пробудить землю ото сна и очистить её от снега.

А у марийцев принято на Масленицу печь пирожки-полусолнца с крупяной или картофельной начинкой. Называются они кыстывий. Пекут его и на другие большие религиозные и семейные праздники. Очень вкусно!

Чуваши пекут пирог хуплу - круглый, с небольшим отверстием в центре, с начинкой из картофеля, мяса, лука. Вся начинка крупно нарезана. По мнению местных женщин, это придаёт пирогу неповторимый вкус.

Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали на санях по всей деревне, но за плохое и скудное угощенье могли скинуть лицом в снег. У людей католической веры, а также в некоторых украинских деревнях существует обычай наказывать каким-либо образом людей, не вступивших в брак. Считается, что они идут против закона Божия. На Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и заставляли ходить с такой меткой весь день.

В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что обычно отвечают "Бог простит!".

Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Это редкий случай, когда мусульманский праздник имеет чёткую дату. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1-го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние (6).

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда.

Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.

Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Навруз - это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.

На Навруз готовится плов - в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) - мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак - это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах - соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера длятся веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу (6).

Как видно, главным символом этих праздников является Солнце и солнечный круг - символы жизни, плодородия и благоденствия.















Заключение.

Наша родина Урал - не только опорный край державы, но и огромный плавильный котёл культур, народов, языков и традиций. Никого сегодня не удивляет, что представители мусульманских народов принимают участие в христианских праздниках, и наоборот; потому что наши народы живут большой дружной семьёй на щедрой земле Урала.

Мы выяснили, что самые важные религиозные праздники в православии и исламе часто имеют народные, языческие корни, связаны они и с земледельческим циклом, развитым у наших народов с глубокой древности. Эти праздники и традиции во многом похожи, имеют заметные общие черты и символы.

И пускай у всех наций была когда-то своя, отдельная история, но со временем у них появилось единое настоящее и, конечно, единое будущее в нашей огромной России. Переплетаются традиции, праздники, обычаи, люди, появляются межнациональные семьи, взаимно обогащая культуру друг друга. И в основе всех этих процессов лежит семья как фундамент общества, как место, где люди помогают друг другу, как место, где родители передают детям всё самое ценное и важное, воспитывая в них уважение к своим корням, своему народу, своей религии.

Просторы, просторы…

Несметно

Здесь сопок лесистых и рек.

Рыдают угрюмые ветры

Над хаосом древних засек.

И соль тут, и медь, и железо

Под спудом таинственных недр,

Сияют Урала созвездья,

Струится здесь синь-сизоцвет…

Подернуты ряской болотца,

Под мхами грустят острова.

В глубинах лесов отзовутся

Древнейшей России слова…

Размыты холмов очертанья,

Болотнаясутемь пестра

Трепещет язычества пламя

За тенью святого креста…

П. Петрищев





Литература.

  1. Ислам: Энциклопедический словарь. М.,1991

  2. История Урала с древнейших времён до наших дней: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд./ Под общей ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Екатеринбург, 2003.

  3. Мифы народов мира. Энциклопедия. - Т.2. - 1998.





Интернет - ресурсы.

  1. www.millionpodarkov.ru/traditsii/

  2. www.calend.ru/holidays/0/0/1065/

  3. www.comunicom.ru/home/427-navruz.html

  4. god-2016.com/prazdniki/kakogo-chisla-maslenica-v-2016-godu

  5. www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/.











































































Приложение 1

Население Свердловской области

Численность населения области по данным Росстата составляет 4 330 006 чел. (2016). Плотность населения - 22.28 чел./км2 (2016), что почти втрое выше среднего по РФ (8.57). Городское население - 84.48 % (3658043).По данным переписи населения 2010 года, национальный состав Свердловской области следующий:Русские

3 684 843 (90,6 %)

Татары

143 803 (3,5 %)

Украинцы

35 563 (0,9 %)

Башкиры

31183 (0,8 %)

Немцы

14 914 (0,3 %)

Указавшие

национальность

4 064 769 (100,0 %)

Всего

4 297 747

Численность религиозных организаций в Свердловской области (на 1 января 2011 года):

  • Русская православная церковь - 464

  • Ислам - 55

  • Церковь христиан веры евангельской (Пятидесятники) - 51

  • Церковь адвентистов седьмого дня - 14

  • Иудаизм - 9

  • Евангелическо-лютеранская церковь - 9

  • Свидетели Иеговы - 9

  • Евангельские христиане-баптисты - 5

  • Русская православная старообрядческая церковь - 8

  • Методистская церковь - 5

  • Новоапостольская церковь - 5

  • Римско-католическая церковь - 5

  • Церковь христиан веры евангельской - 4

  • Буддизм - 3

  • Церковь полного Евангелия - 3

  • Русская православная церковь за рубежом - 2

  • Сознание Кришны (вайшнавы) - 3

  • Армянская апостольская церковь - 1

  • Истинно-православная церковь - 1

  • Российская православная свободная церковь - 1

  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) - 1

  • Церковь Объединения</<font face="Times New Roman, serif"> (Муна) - 1 Всего - 663.

Приложение 2

Понедельник, Масленица: В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Вторник, Масленица: Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Среда, Масленица:Среда - лакомка - открывала угощение во всех домах масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг, Масленица:На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

Пятница, Масленица:Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота, Масленица:Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье, Масленица: Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.









20



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал