7


  • Учителю
  • Дидактические игры по экологии 2 младшая группа

Дидактические игры по экологии 2 младшая группа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Для детей 3-5 лет

1 квартал



«Найди, что покажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по сходству.

Игровое действие: Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем.

Правило: Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой.

Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.

«Найди, что назову»

Дидактическая задача: Найти предмет по слову - названию.

Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя

Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку». Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет.

«Угадай, что в руке»

Дидактическая задача: Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие: Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило: Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры: Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен подбежать к воспитателю.

«Вершки - корешки»

Дидактическая задача: Закрепить знания о дарах сада и огорода.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт под землей - кисти рук опускают вниз.

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать.

Оборудование: Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек.

Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает ребенку: « найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу».

Второй вариант. Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость - и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.

«Угадай, что съел»

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.

Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры: Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».

«Найди, о чём расскажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».

Второй вариант. Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

«Найди, о чём расскажу»

Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Второй вариант. Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три - беги!».

Ботаническое лото «Овощи - фрукты»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей различать и называть овощи, фрукты.

Ход игры: Раздаются большие карты. На одной в середине изображён фрукт, на другой - овощ. Затем поочерёдно достают маленькие карточки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют их и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением.

2 квартал

«Опиши, мы отгадаем»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Второй вариант Дидактическая задача: Описать предметы и найти их описанию.

Ход игры: Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.

«Чего не стало?»

Дидактическая задача: Назвать растения по памяти.

Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

«Угостим кукол»

Дидактическая задача: Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).

Ход игры: В мешочек складывают 3-4 небольших предмета. Воспитатель приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой - яблоко для ежика, третий - орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3-4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках. Воспитатель приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.

Второй вариант. Дидактическая задача: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства.

Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они здороваются с детьми, называют свои имена. Воспитатель предлагает угостить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает кукол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя нет,- объясняет воспитатель.- Кто будет кормить Галю?» Приглашает одного ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем каши. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает, медленно наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за воспитателем. Затем вызывает поочередно еще 2-3 детей. После этого куклы благодарят детей и уходят.



«Куда спрятался Саша?»

Дидактическая задача: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры: Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы - к кустам.

«В зимней столовой»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Ход игры: Рассматриваем картинки с птицами, воспитатель предлагает назвать её и показать, как она кричит, как летает и прыгает.

«Какая эта птица»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить легко произносить звук «Р».

Ход игры: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.

«Птички»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Воспитатель читает, стихотворение и дети показывают эти движения.

Летели две птички, собой невелички. Как они летели,

Все люди глядели. Как они садились - все люди дивились.

3 квартал



«Найди такую же и назови»(парные картинки животных и растений).

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.

Игровое правило: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибется ни разу.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10-12 шт.), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но однас ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е. изображенные предметы имеют слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.

«Для чего это нужно?»

Дидактическая задача: Отметьте их внешний вид, уточните названия частей тела; расскажите о том, где они живут.

Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Какой цветок убрали?»

Дидактическая задача: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель, предлагает кому либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Необходима последовательность описания. На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.



«Угадай по описанию»

Дидактическая задача: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.

Ход игры: На столе пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия. После словесного описания растения ребёнок находит его среди остальных.

«Угадай, чей хвост»

Дидактическая задача: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Лото «Кто во что одет»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела(перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями.

Ход игры: На столе большие карты с изображением покрова тела животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.

Лото «Кто, где живёт»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Ход игры, первый вариант: На столе большие карты с изображением моделей различных средств обитания животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.

Ход игры, второй вариант: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Лото «Кто как двигается»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.

Ход игры, первый вариант: На столе большие карты с изображением органов движения животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.

Ход игры, второй вариант: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте. При слове «карась» - имитируют плывущую рыбу. При слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Через ручеёк»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство равновесия, внимания.

Ход игры: Детям предлагают осторожно пройти по мостику (геометрические тканевые фигуры) на другой берег и окажутся на лужайке, где резвятся и рвут цветы. По сигналу «Домой!» возвращаются по мостику.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал