7


  • Учителю
  • Индивидуальный маршрут художественной направленности

Индивидуальный маршрут художественной направленности

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Негосударственное образовательное учреждение

«Разуменский детский дом»













«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор НОУ

_______Богомазова Э.В ________Куценко Г.П. Разуменский детский дом

Протокол №____ «____»________2015г. _______Негомодзянов А.Г.

от «___»______2015г. Приказ №____

от «___»_______2015г.









Дополнительная рабочая программа по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция»

(индивидуальный маршрут)





Возраст обучающегося : 16 лет

ФИО обучающегося: Чайковская Яна

Общее количество часов: 72









Педагог дополнительного образования

Жданова Е.Н.





Белгород

2015 г.









Пояснительная записка

«Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться.»

А. Экзюпери

Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения.

Общее количество часов - 72

Возраст воспитанницы - 16 лет

Режим работы: 1 занятие в неделю по 2 академических часа.





Данная программа является модифицированной на основе примерной программы «Рисунок, живопись, композиция» для детей детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, изданной Министерством культуры РФ и научно-методическим центром по художественному образованию. (Москва 2003год)

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Определимся с терминологией познавательных возможностей воспитанников: встречаются понятия «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Способности - это индивидуальные способности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Одаренность - это выдающиеся способности личности.

Талант - это высокая степень одаренности в какой-либо деятельности, чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

К способным можно отнести почти всех детей, одаренные дети рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества можно насчитать всего лишь 400. Часто одаренными детьми мы считаем просто очень старательных и ответственных детей. Однако найти по-настоящему «одаренного» ребенка, да еще и по своему предмету очень сложно.

Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Определение одарённости ребенка - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. К признакам одаренности относятся:

- Высокие интеллектуальные способности;

- Высокие творческие способности;

- Способность к быстрому усвоению и отличная память;

- Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

- Высокая личностная ответственность;

- Самостоятельность суждений;

- Заинтересованность предметом.

Настоящая образовательная программа по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция» разработана для Чайковской Яны,16лет. Девочка поступила в детский дом в 2013году и сразу стала посещать кружок по изобразительному искусству . На протяжении двух лет проявила себя очень старательной девочкой. С первых занятий замечен талант ребенка в области рисования. К концу первого года обучения отмечены высокие творческие способности и заинтересованность предметом. Яна систематически участвует в различных конкурсах по изобразительному искусству и занимает призовые места. Свою будущую профессию Яна планирует связать с рисованием. Для поступления в учебное заведение по специальности «дизайнер», Яне необходимы дополнительные знания по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция». В мае 2015года с Яной проведена диагностика на определение уровня развития художественно-эстетических способностей воспитанников. ( Приложение №1)

Девочка показала высокие результаты, на основании которых мною составлена индивидуальная образовательная программа для дальнейшего развития творческих способностей ребёнка и подготовки к поступлению в художественное образовательное учреждение.

Новизна программы Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах в преподавании, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Педагогическая целесообразность программы

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Основная цель:

углубленное изучение основных дисциплин изобразительного искусства, для выражения творческих способностей воспитанницы, а также с целью подготовки к поступлению в художественные учебные заведения.



Задачи:



- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;

- развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;

- способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.



Ожидаемые результаты:



Общее:



- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;

- привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;

- развито образное мышление посредством создания художественных образов.



В результате завершения обучения изобразительному искусству воспитанница должна по предмету «Рисунок»:

-овладеть изученной терминологией учебного предмета;

- показать умение пользоваться изученными графическими художественными техниками;

- правильно определять формат листа и находить в нем наилучшее компоновочное решение предметов;

- овладеть простейшими приемами линейно-конструктивного построения формы предметов и штрихования.

По предмету «Живопись»:

-знать понятия «Основные и дополнительные цвета», «Основные свойства цвета»;

- овладеть, на уровне умений, некоторыми техническими приемами акварельной и гуашевой живописи;

- знать элементарные способы передачи основных тонально-цветовых отношений.

По предмету «Композиция»:

-овладеть некоторыми теоретическими знаниями и изученной терминологией учебного предмета;

- применять на практике освоенные приемы, правила и средства составления композиции.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Рабочей программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение воспитанницы к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у ребёнка развиваются творческие начала.





Методы обучения

- объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация);

- репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий);

- частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);

- исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания).

Тематический план.72









РИСУНОК

Учебно-тематический план№ п/п

тема

Кол-во часов







1

Техника безопасности

Беседа (правила наброска, типы освещения, тон и тоновые рисунки).

2

2

Осенний натюрморт

4

3

Наброски фигуры человека



4

4

Фактурный натюрморт

2

5

Зарисовки группы людей

4

6

Фигура в интерьере

4

7

Напольный натюрморт

4

Итого:



24

















Содержание предмета.

1.Тема: Техника безопасности на занятиях.

Беседа (правила наброска, типы освещения, тон и тоновые рисунки).

2. Тема: «Осенний натюрморт».

Компоновка и конструктивное построение предметов натюрморта.

Пластическая моделировка формы «осенних» предметов тоном.

Передача особенностей поверхностей предметов с прорисовкой деталей и обобщением работы.

3. Тема: «Наброски фигуры человека».

Выявление в наброске основных пропорций фигуры человека.

4. Тема: «Фактурный натюрморт».

Компоновка и конструктивное построение предметов натюрморта.

Нахождение основных тональных отношений в постановке.

Передача фактуры поверхности предметов, разработка планов и обобщение работы

5. Тема: «Зарисовки группы людей».

Выявление в зарисовках пропорций фигур и группы людей в целом.

Завершение зарисовок кистью с тушью с организацией тональных пятен и выявлением характера фигур в группе.

6. Тема: «Фигура в интерьере».

Перспективное построение интерьера и пропорциональное размещение фигуры в нем.

Нахождение (техника «гризайль», гелиевая ручка) основных тональных отношений предметов интерьерного пространства.

Проработка деталей интерьера, «вписывание» фигуры в пространство и передача свето-воздушной среды.

7. Тема: «Напольный натюрморт».

Компоновка и конструктивное построение крупных предметов натюрморта на полу.

Тональный разбор, в мягком материале, больших предметных плоскостей с прорисовкой переднего плана.









ЖИВОПИСЬ

Учебно-тематический план№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов







1

Натюрморт: Букет осенних цветов в стеклянной вазе.



4

2

Натюрморт : Дары осени

2

3

Фрагмент интерьера

4

4

Полу-фигура человека на фоне окна

2

3

Разно-фактурный натюрморт





4

4

Декоративный натюрморт

4

5

Театральный натюрморт

4

итого





24



Содержание предмета.





1. Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе».

Подготовка рисунка и выполнение первой акварельной прописки предметов.

Выявление основных живописных отношений и лепка формы предметов цветом.

Завершение моделирования формы предметов с выделением фактуры стекла, цветов и листьев на переднем плане.

2. Тема: «Натюрморт: «Дары осени».

Подготовка рисунка и прописка акварелью больших локальных плоскостей.

Тонально-цветовой разбора постановки с нахождением основных живописных отношений предметов.

Лепка формы предметов цветом.

Детализация переднего плана, передача материальности, обозначение рефлексов и обобщение работы.

3. Тема: «Фрагмент интерьера».

Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка постановки.

Завершение рисунка и акварельная прописка основных плоскостей интерьерного пространства.

Тонально-цветовое моделирование элементов интерьера с передачей свето-воздушной среды.

Живописная проработка переднего плана и обобщение работы над интерьером

4. Тема: «Полу-фигура человека на фоне окна».

Подготовка рисунка с пластической доминантой полуфигуры.

Акварельная заливка общим локальным цветом основных плоскостей постановки.

Тонально-цветовой разбор элементов постановки с выделением контражура полу-фигуры.

Завершение тонально-цветового моделирования контрастной постановки с обобщением работы.

5. Тема: «Разно-фактурный натюрморт».

Выполнение живописного «нашлепка» и подготовка рисунка натюрмортной постановки.

Завершение рисунка и акварельная прописка наиболее плотных по тону предметов натюрморта.

Нахождение основных живописных отношений между светлыми и плотными по тону предметами постановки.

Живописные прописки с выделением деталей на переднем плане, обозначением рефлексов и обобщением работы.

6. Тема: «Декоративный натюрморт».

Выполнение цветового «нашлепка» и подготовка рисунка с элементами стилизации изображения.

Нахождение в гуаши локального цвета предметов натюрморта.

Проработка основного композиционного центра постановки с выделением цветовой доминанты.

Детализация изображения и стилизация пластических силуэтов.

Декорирование и обобщение работы с увязкой цветовой доминанты и других живописных пятен.

7. Тема: «Театральный натюрморт».

Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка.

Нахождение основных живописных отношений разнохарактерных по цвету и тону предметов натюрморта.

Тонально-цветовая лепка формы и передача материальности предметов.

Живописная проработка деталей на переднем плане, простановка рефлексов и обобщение работы.





КОМПОЗИЦИЯ

Учебно-тематический план№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов







1

Живописный пейзаж по памяти

4

2

Книжная графика

6

3

Человек в пленэре

4

4

Прохожие

6

5

Профессия

4

Итого:



24

Содержание предмета

1. Тема: «Живописный пейзаж по памяти на состояние».

Подготовка рисунка с обозначением в композиции листа контрастов света и тени.

Передача живописными средствами состояния пейзажа путем нахождения ритма пятен и характера освещенности.

2. Тема: «Книжная графика».

Выбор литературного сюжета, нахождение и графическая проработка оптимального варианта композиции.

Графическая передача сюжетной линии произведения с решением одной или двух иллюстраций в формате.

Завершение иллюстраций со шрифтовым оформлением титульного листа и версткой условного контекста.

3. Тема: «Человек в пленэре»

Выбор по памяти состояния природы и места фигуры в листе, прорисовка основного варианта.

Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением, решение живописных планов в свето-воздушной среде.

4. Тема: «Прохожие».

Выбор оптимального варианта композиции и его графическая доводка под технику «коллаж».

Выявление в аппликации</<font color="#000000"> взаимосвязи больших масс городского пейзажа и характера, взаимодействия фигур прохожих.

Уточнение деталей изображения с выделением композиционного центра и передачей ритма пластических масс.

5. Тема: «Профессия».

Выбор сюжетного действия и проработка оптимального варианта композиции под технику «диатипия».

Графическое соподчинение фигуры человека его профессиональным аксессуарам и окружающей среде.

Детализация композиции, подчеркивающая «силуэтность» и контражур; обобщение работы и оттиск изображения.



















































Календарно-тематический план





Количество часов



Всего

Теория

Практика

Октябрь







1

Вводное занятие. Правила безопасности.

2

1

1

2

Осенний натюрморт

2

0,5

1,5

3

Осенний натюрморт

2

0

2

4

Фигура человека

2

0,5

1,5

5

Фигура человека







Ноябрь







6

Фактурный натюрморт

2

0,5

1,5

7

На дискотеке

2

0,5

1,5

8

На выставке

2

0,5

1,5

9

Человек за компьютером

2

0,5

1,5



Человек в кресле

2

0,5

1,5

Декабрь







10

Напольный натюрморт

2

0,5

1,5

11

Напольный натюрморт

2

0

2

12

Букет цветов в стеклянной вазе

2

0,5

1,5

13

Букет цветов в стеклянной вазе

2

0

2

14

Натюрморт «Дары осени»

2

0

2

Январь







15

Диван с креслом

2

0,5

1,5

16

Полка с книгами

2

0,5

1,5

17

Человек в окне с улицы

2

0,5

1,5

Февраль







18

Разно-фактурный натюрморт



2

0,5

1,5

19

Разно-фактурный натюрморт

2

0

2

20

Декоративный натюрморт

2

0,5

1,5

21

Декоративный натюрморт

2

0

2

Март







22

Театральный натюрморт

2

0,5

1,5

23

Театральный натюрморт

2

0

2

24

Пейзаж по памяти

2

0,5

1,5

25

Пейзаж по памяти

2

0

2

26

Иллюстрация к сказке

2

0

2

27 Апрель







28

Иллюстрация к рассказу

2

0,5

1,5

29

Иллюстрация к стихотворению

2

0,5

1,5

30

Отдых на природе летом

2

0,5

1,5

31

Отдых на природе зимой

2

0,5

1,5





Май







32

Городские прохожие

2

0,5

1,5

33

Люди на остановке

2

0

2

34

В магазине

2

0

2

35

Моя будущая профессия

2

0,5

1,5

36

Профессия по выбору

2

0

2

















Итого: Всего- 72 часа

Теория - 12

Практика - 60































Литература.

1.Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.

2.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

3.Беда Г. В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 000 «Черчение, изобраз. искусство и труд». - М.: Просвещение, 1986. - 192 с., ил.

4.Васильев А. А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. Краснодар: (Кубанский гос. ун-т.) 20с.

5.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

6.Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984.

7.Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20с.

8.Дранков В. Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. - Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. - 77 с.

9.Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов - слушателей фак. обществ. профессий. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.: ил.

10.Кальнинг А. К. Акварельная живопись. М., 1968.

11.Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. - 80 с.

12.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980 - 239 с.

13.Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.: ил.

14.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 19с.

15.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.: цв. ил.

16.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с., 12 л. ил.: ил.

17.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 2000. - 80 с.: цв. ил.

18.Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад. художеств. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1994. - 200 с.: ил.

19.Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с., ил.

20.Яблонский В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: Метод. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. - 127 с., ил.

































































































Приложение №1





Диагностика уровня развития художественно - эстетических

способностей воспитанницы.

Критерии оценивания уровня развития

художественно-эстетических способностей.





1.Оценочными компонентами эмоциональной отзывчивости являются

-способность к осмыслению чувства прекрасного;

-формирование эстетического суждения;

-неподдельный интерес к работе (к художественному произведению);

-переживание элементарных эстетических чувств и состояний;

высокий уровень

-способность описать эти свои чувства;

-передать эмоции и ощущения окружающим;

средний уровень

-проявляется интерес к предлагаемому образцу;

-делаются попытки поделиться пережитым с окружающими;

низкий уровень

-произведение не вызвало эмоций, ребёнок равнодушен.

2.Свобода творческого мышления

определяется умением творчески создавать продукты ручного творчества.

высокий уровень

-ребенок самостоятельно, без подражания образцам справляется с заданием;

-правильно подбирает гамму, при этом экспериментирует с цветом;

-правильно устанавливает пропорции;

средний уровень

-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов

низкий уровень

-ребенок не справляется с заданием самостоятельно;

-с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки;

3.Развитие художественного кругозора

выясняется с помощью выполнения пяти тестовых заданий на знание видов, жанров ИЗО; определения ДПИ; художников с мировым именем и местных музеев.

высокий уровень

-правильно выполнено 5 заданий

средний уровень

-правильно выполнено 3-4 задания

низкий уровень

-правильно выполнено 1-2 задания

4.Самостоятельность суждений и оценок

определяется по уровню эстетического осознания произведения искусства.

высокий уровень

-ребенок умеет дать правильную оценку;

-может описать произведение;

средний уровень

-ребенок затрудняется с оценкой произведения,

но правильно определяет основное его содержание;

низкий уровень

-ребенок не может дать оценку самостоятельно;

-с трудом определяет содержание произведения;

5.Наличие художественно-изобразительных навыков

обусловлено уровнем развития художественного вкуса.





высокий уровень

-ребенок умеет правильно подобрать цветовую гамму;

-устанавливает правильные пропорции , определяет формы, величины;

-передаёт пространство, время;

средний уровень

-ребенок не всегда удачно подбирает цвета;

-с трудом устанавливает пропорции, передаёт форму и величину;

низкий уровень

-ребенок затрудняется в выборе цвета;

-не может самостоятельно подобрать элементы, установить пропорции.

6.Оригинальность суждений

истолковывается как подлинность, чуждость подражательности.

высокий уровень

-своеобразно, необычно, даже может быть странно;

-совершенно не похоже на других;

средний уровень

-частично заимствовано, но внесены свои коррективы;

-есть значительные отличия от других;

низкий уровень

- заимствовано полностью, с небольшими отличиями;

- скопировано, переведено.





































Диагностика уровня развития художественно-эстетических способностей воспитанницы

Май 2015 год

НОУ «Разуменский детский дом»

Педагог дополнительного образования - Жданова Елена Николаевна





Ф.И

учащегося

Эмоциональная

отзывчивость

Свобода

творческого

мышления

Развитие

художественного

кругозора

Самостоятельность

суждений и оценок

Наличие художественно-изобразительных навыков

Оригинальность суждений

1

Чайковская Яна

высокий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

























Диагностика уровня развития художественно-эстетических способностей воспитанницы

май 2016 год

НОУ «Разуменский детский дом»

Педагог дополнительного образования - Жданова Елена Николаевна





Ф.И

учащегося

Эмоциональная

отзывчивость

Свобода

творческого

мышления

Развитие

художественного

кругозора

Самостоятельность

суждений и оценок

Наличие художественно-изобразительных навыков

Оригинальность суждений

1

Чайковская Яна







































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал