7


  • Учителю
  • Программа дополнительного образования Школьный театр Геликон

Программа дополнительного образования Школьный театр Геликон

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №438

Приморского района Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования детей



Принята Педагогическим Советом

Протокол от ______________ № ____

Председатель ________Д.В.Бухаров

Утверждена

Приказом от___________ №_____

Директор_________ Д.В.Бухаров







Образовательная программа

«Школьный театр «ГЕЛИКОН»



для обучающихся 12-17 лет



срок реализации программы - 3 года







Автор-составитель: Тумаркина М.Л., педагог

дополнительного образования;

























Санкт- Петербург

2008





Содержание программы



1.Титульный лист……………………………………………………..1

2. Пояснительная записка…………………………………………….3

3. Учебно-тематический план 1-го года обучения………………… 8

4. Содержание изучаемого курса

1-й год обучения…………………………………………………10

2-й год обучения…………………………………………………20

3-й год обучения…………………………………………………34

5. Методическое обеспечение программы…………………………43

6. Результативность…………………………………………………..45

7.Список литературы………………………………………………....46





































Пояснительная записка

Театр традиционно воспринимается как храм искусства, где соединяются усилия актёров, режиссёра, художников, музыкантов, мастеров костюма и света, а также усилия зрителей. Театр как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания нового поколения, так как в процессе театрального действия происходит не только коллективное сопереживание, сочувствие, но и развивается сфера духовного общения.

Программа «Школьный театр «ГЕЛИКОН» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - студийной,; по времени реализации - трёхгодичной.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого (ребята получают знания по основам психологии, философии, культурологии, искусствоведению). Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе с художественным текстом, в общении с окружающими, а, главное, в процессе самопознания и самовоспитания, общения и философских рассуждений, художественного восприятия и анализа литературного материала формируется мировоззрение и ценностное отношение к жизни.



Цели программы - развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру через приобщение к миру искусства.

В основе формирования способности к театральному творчеству лежат два главных вида деятельности: это творческая практика и изучение теории актёрского мастерства. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, логикой построения теоретического курса и освоения практических навыков.







Логика освоения программы определяется задачами

обучающими

  • формирование интереса к теоретическим знаниям о театре, театральных профессиях, жанрах

  • ознакомление учащихся с основами актёрского мастерства

  • формирование навыков общения

  • формирование психофизического аппарата юного актёра путём игрового освоения материала

  • формирование аналитических умений



развивающими:

  • развитие творческого мышления

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся (воображения, речедвигательной и вокально-двигательной координации, пластики и т.д.)



воспитательными:

  • воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре

  • воспитание эстетической и социальной культуры учащихся

  • воспитание театрального зрителя

  • формирование чувства коллективизма

Сведения о коллективе

Программа предназначена для детей, обучающихся в основной школе. На первый год обучения набираются учащиеся 11-13 лет. Формирование группы проводится на основе заявлений родителей и добровольного выбора учащихся. Замечательно, если ребёнок обучался по программе «Ступеньки», но отсутствие опыта театрального творчества не является препятствием к освоению содержания программы. Полный курс обучения ребята заканчивают в 14-16 лет.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 144 часа - 1-й год, 216 часов - 2-й и 3-й года обучения. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра. Периодичность занятий 2 раза в неделю (с делением на подгруппы при необходимости, мотивированной темой и формой занятия) по 2 часа - первый год и по 3 часа во второй и третий года обучения.

Занятия могут проводиться со всем составом и в микрогруппах.



Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр I-XI классы. М. Просвещение, 1995. Программы дополнительного художественного образования детей. М. Просвещение, 2007



Отличие данной программы от типовых состоит в изменении структуры подачи материала, более глубокого изучения основ актерского мастерства и изменении режима временных параметров осуществления деятельности. Кроме того, программа может являться следующим этапом в дополнительном образовании детей, окончивших курс дисциплин по программе «Ступеньки». В этом проявляется новизна программы.



Содержание курса объединено в 12 тематических блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу. Такие тематические блоки, как «Основы актёрского мастерства», «Основы техники речи», «Основы художественного чтения», «Сценическое движение», имеющие в большей степени практическую направленность, изучаются на протяжении всего курса обучения. Теоретические сведения из разделов «Спектакль», «Драматургия» и практические навыки, полученные на первом году обучения, расширяются и углубляются на втором. Остальные блоки представлены в виде тематических модулей: «Театр как вид искусства», «Мы - зрители», «Актёр - главное чудо театра», «Театр - искусство коллективное», «Жанры в театре» и «По страничкам истории театра».

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Хотя программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в детском объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива.

Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих методов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов.



Ожидаемый конечный результат - участники детского объединения чувствуют себя расковано, свободно. Грамотно применяют полученные знания, умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.



Главным критерием в оценке деятельности участника детского объединения «Школьный театр «ГЕЛИКОН» является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, спектакле или выступление в качестве ведущего концертной программы.



Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах, фестивалях. Высшая оценка для участника и коллектива - получение призового места.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые (контрольные) задания (этюды, монолог, чтение басни, стихотворения, участие в постановке, творческие работы), которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока и после завершения работы по программе.

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Наименование разделов плана

Общее количество часов

В том числе



теория

практика

1

Введение в мир театра

16

6

10

1.1.Вводное занятие.

2

1

1

1.2.Театр как вид искусства.

8

3

5

1.3.Мы - зрители.

6

2

4

2

Спектакль

14

4

10

2.1.Спектакль как художественная целостность.

6

2

4

2.2. Образ спектакля.

8

2

6

3

Драматургия

16

6

10

3.1.Пьеса - основа спектакля.

8

4

4

3.2.Действующие лица пьесы

8

2

6

4

Актёр - главное чудо театра.

12

4

8

4.1. «Родословная» актёрской профессии.

2

1

1

4.2. Искусство актёра.

10

3

7

5

Основы актерского мастерства

26

4

22

5.1.Значение поведения в актерском искусстве.

3

1

2

5.2. Сценическое внимание.

13

2

11

5.3. Воображение и внимание.

10

1

9

6

Основы техники речи

20

5

15

6.1.Рождение звука

1

1



6.2.Система дыхания.

8

1

7

6.3.Дикция.

6

2

4

6.4.Орфоэпия.

5

1

4

7

Основы художественного чтения.

22

7

15

7.1.Живое слово и его значение.

2

1

1

7.2. Идейно-тематический анализ произведения.

12

4

8

7.3. Многообразие форм выступления.

8

2

6

8

Сценическое движение

18

1

17

8.1. Вводные упражнения. Психофизический тренинг.

4

1

3

8.2. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата.

14

-

14



Итого:

144

38

106











Содержание изучаемого курса.Теорети-

ческая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Групп. часы

Оборудование и дидактические пособия

1.



Введение в мир театра.(16 ч.)













1.1.Вводное занятие (знакомство с группой, правила техники безопасности, ознакомление с содержанием и задачами курса, тест).







Беседа.

Инструктаж по технике безопаснос-ти.

1

Тест на выявление творческого потенциала.

Подведение итогов, общий комментарий результатов.













1



















Бланки тестов.













































































































1.2.Театр как вид искусства.

Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Театр - искусство синтетическое. Театральное произведение - спектакль - складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора.



Театр - искусство коллективное. Спектакль как результат

деятельности многих людей (и творчество, и производство).

Игра - один из главных элементов театрального искусства.



Место театра в

обществе. Долгая жизнь искусства, которое творится на глазах у зрителей. Конкуренция театра с кинематографом, телевидением, компьютером





Лекция об особен-ностях театрально-го искусства

























Лекция



























Лекция с видеодемонстрацией фрагментов из теле- и радиоспектаклей, кино-

фильмов.













1



































1



























1























1

































Работа с терминологическим словарём.















Просмотр спектакля.

Обмен впечатлениями.





















































Сочинение-миниатюра на тему: «Способен ли театр конкурировать с кинематографом, телевидением, компьютером?»









1



















4























































1





















Словари (толковый, театральный);

фотографии (иллюстрации) к терминам;

тетради для записи.





Спектакль из репертуара ТЮЗа







































Видеоролик,

аудио-фрагмент





































1.3.Мы - зрители

Зрители - главные партнёры сценического искусства.

Качества, которые

необходимы зрителю: воспитанность, знания об искусстве, интерес к театральному искусству, уважение к творчеству мастеров, наличие собственной точки зрения, объективность, эмоциональность, наблюдательность



Зачем люди ходят в театр? Общение с театром: что театр даёт зрителю?





Лекция о качествах зрителя







































Беседа с элементами

лекции.







1











































1

Анализ зрительского поведения (на основе личного опыта).

Этюды на тему: «Портрет театрального зрителя».



Чтение рассказа М.Зощенко «Аристократка», обсуждение по теме занятия. Этюды на тему: «Современный зритель».

2













2



















Текст рассказа

М.Зощенко

«Аристо-кратка».





2

Спектакль

(16ч.)

1.Спектакль как художественная целостность.

Спектакль -особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое образное мышление. Перенесение драматургическо-

го текста на сцену - это «перевод» с литературного языка на сценический.



2.Образ спектакля.

Спектакль - театральное произедение, подтверждающее единство замысла режиссёра и актёрской игры.

Образ спектакля, который складывается из актёрской игры, а также ритма, темпа, построения сценического пространства.







Лекция



































Беседа с элементами

лекции.













Лекция.





















1



































1



























1











Просмотр спектакля.

























Обмен мнениями.

Написание отзыва о просмотренном спектакле.



Тест «Есть ли у вас фантазия?»



Упражнения на развитие воссоздающего воображения; игры «Стоп-кадр», «Если бы я был…(режиссёром, актёром, композитором, художником и т.д.)















4

























2









1





4































Спектакль из репертуара ТЮЗа





















Карточка-памятка «Как писать отзыв».





Бланки с вопросами теста.































3

Драматургия. (16 ч.)



































1.Пьеса - основа спектакля.

Драма - особый род литературы, предназначенный для сцены. Происхождение терминов «драма» и «пьеса».

Драматическое в искусстве как образное воплощение противоречий действитель-ности.

Непосредственное изображение межчеловеческих отношений, раскрытие характеров и конфликтов в процессе действенного, диалогического общения героев.

Время в пьесе, связанное с прошлым героев, - это настоящее, разрастающееся на глазах зрителей.



2.Действующие лица пьесы.

Персонажи драмы - действующие лица спектакля. Полноценное раскрытие пьесы только в пространстве сцены.

Лекция.































Лекция об особен-ностях драматичес-кого произведе-

ния.

















1

















1













2













































Знакомство обучающихся с текстами пьес разных драматургов (по выбору педагога).

Чтение и обсуждение вечных сюжетов в драме.



Определение идейной роли персонажа на материале предложенных текстов пьес.















































Этюды на тему: «Литературный персонаж».



1

















1



























































2









Тексты указанных педагогом пьес.































































4.





























































































Актёр - главное чудо театра. (12 ч.)

1.«Родословная» актёрской профессии. Обрядовое происхождение актёрского искусства.



2.Искусство актёра.



Искусство создания на сцене образа человека (действующего

лица пьесы). Что значит «играть роль»?Для зрителя актёр на сцене - живой человек, действующий, думающий, страдающий и радующийся.

Искусство перевоплощения. Система Станиславского. Знакомство с основными положениями.

Амплуа в театре:

герои, злодеи, простаки, влюблённые, резонёры и т.д. Борьба с амплуа в современном театре.

Актёры - наши современники.









Лекция.



























Рассказ об особенностях создания

драматических характеров,

о театраль-ных амплуа.

























Лекция об особенностях актёрской професси

Творческая

встреча с актёрами.











1



























3

















































2











Индивидуальные сообщения детей по темам: «Народные истоки театрального искусства на Руси»; «Скоморохи - первые профессиональные актеры»; «Петрушка - главный персонаж скоморошьего театра».









Упражнения, игры, этюды на снятие тревожности и психологических барьеров, на развитие чувствительности и артистичности.















































1



























5











































Иллюстрации

древнегреческого театра, театральных зрелищ на Руси, костюмов

скоморохов,

Петрушки и других театральных персонажей (слайд-шоу).



Произвольный реквизит



5.



Основы актёрского мастерства.(26 ч)

1. Значение поведения в актерском искусстве.









2.Сценическое внимание.

Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием.







3.Внимание и воображение.

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.



























































Беседа о роли поведения в актёрском искусстве.











Лекция о видах внимания и особенностях его развития.















Лекция

































1



















2

























1









Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; "Приветствие", "Знакомство", "Парад хороших манер".







Тест на проверку внимания.

Анализ теста и общий комментарий.

1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.



Тест на проверку воображения.

2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.

3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых обстоятельствах:

а) действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах;

б) действия с воображаемыми предметами.

Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры

Пример: шарады.

в) упражнение на развитие образных представлений.

г) упражнения и этюды, развивающие способность отвечать на изменения условий вымысла.

4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.





1



















4













































































2















1



1









Книги по этикету.

















Бланки с вопросами теста.





















Бланки с вопросами теста.

























Произвольный реквизит.























6.

Основы техники речи.(20 ч.)













1.Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата.



2.Система дыхания.

Гигиена речевого аппарата.

Дыхание и голос. Дыхание и звук.



3. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.

















Лекция.

















Лекция.













Лекция.











1

















2















1

Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.







Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.



Работа со словарем.

Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.

Творческая игра "Калейдоскоп талантов".

6

















6













2













1









1



Анатомическая таблица «Органы речи».































Сборник скороговорок.





«Орфоэпичес-кий словарь».





7.

Основы художественного чтения.(22 ч.)

































7.1.Живое слово и его значение.

Лекция.

1

Работа со словарями

1

«Толковый словарь», «Словарь лексических трудностей языка», «Этимологический словарь».



7.2. Идейно-тематический анализ произведения.

Основные сведения об авторе произведения. Основная мысль произведения; художественные образы; последовательность развития сюжета; определение характеров взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев.

Ознакомление обучающихся со структурой анализа ХП.

4

Идейно-тематический разбор произведения. Представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения и их оценка; определение исполнительской задачи (сверхзадачи, обусловленной основной мыслью (идеей) произведения)

8

План анализа ХП.



7.3. Многообразие форм выступления.

Конферанс. Значение конферанса в концерте. Принципы композиционного построения концерта.

Рассказ о формах публичного выступле-ния.

2

Логика речи. Выполнение исполнительских задач.

Прослушивание и просмотр записей выступлений профессиональных артистов.



Работа с ведущими концертов. Работа над произведениями.

2











Конкурс чтецов.

1



8.

Сценическое движение (18ч.)













8.1. Вводное занятие.

Рассказ о целях и задачах курса.

1

Вводные упражнения. Психофизический тренинг.

3





8.2. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата.



-

Упражнения на общее развитие мышечно-двигательного аппарата.

10





Итого:





38









ВСЕГО ЧАСОВ:







Контроль ЗУН 1-го года обучения

В результате работы по программе «Школьный театр «ГЕЛИКОН» обучающиеся первого года обучения

должны знать:

- ряд театральных терминов: ( Актер. Амплуа. Антракт. Афиша. Бельэтаж. Бенуар. Билет театральный. Бутафория. Декорация. Диалог. Задник (горизонт). Занавес театральный.Конферанс. Кулиса. Ложа. Монолог. Образ. Партер. Премьера. Портал. Программка. Пьеса. Репетиция. Реплика. Ремарка. Рецензия. Роль. Сцена. Спектакль. Театр и зритель. Хронометраж. Фабула. Фантазия. Фойе. )

- особенности построения драматического сюжета

- основные положения системы Станиславского

- особенности работы с голосом, речью, телом

должны уметь:

- выполнять этюды на освоение словесных и бессловесных действий

- работать с орфоэпическим словарём

- управлять вниманием

- создавать образ через воображение

- составлять короткий монолог и диалог на заданную тему

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- выполнять артикуляционную гимнастику и соблюдать гигиену речевого аппарата

- освобождаться от психологических и физических зажимов

- интонировать собственную речь















3. Учебно-тематический план 2 года обучения



п/п

Наименование разделов плана

Общее количество

часов

В том числе



теория

практика

1

Театр - искусство коллективное.

36

8

28



1.1. «Работники театрального цеха».

10

2

8

1.2 Режиссер.

16

4

12

1.3 Художник в театре.

10

4

6

2

Спектакль.

16

5

11

2.1. Понятие «действие».

6

2

4



2.2.Мизансцена - язык режиссера.

10

3

7

3

Драматургия.

20

8

12

3.1.Структурные элементы пьесы.

8

4

4

3.2. Сопоставление текста и спектакля. Понятие интерпретации.

12

4

8

4

Жанры в театре.

32

9

23

4.1.Основные драматургические жанры

20

6

14

4.2. Жанровое решение спектакля.

12

3

9

5

Основы актёрского мастерства

44

8

36

6

Художественное чтение.

24

7

17

7

Основы техники речи.

10

2

8

8

Сценическое движение.

34

2

32



Итого:

216

49

167











Содержание учебных тем 2-го года обучения









Теорети-

ческая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Групп.

часы

Инд.

часы

Оборудование и

дидактические пособия

1











Театр - искусство коллективное.

(36 ч.)

1.1. «Работники театрального цеха».

Одновременная самостоятельность и подчиненность актеров, художника-сценографа воле режиссера-постановщика. Понятие «работники театрального цеха». Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей, монтировщиков.











Лекция с видеоде

монстра

цией по теме.



8





2









Экскурсия по театральным цехам. Творческие встречи с представителями театральных профессий.





28





8











Выезд в театр.

1.2 Режиссер.

Понятие режиссуры как особой формы театрального мышления. Возникновение профессии режиссера в конце XIX в. Режиссер - организатор, педагог, толкователь текста.

Режиссер - творец спектакля. Язык сцены - язык театрального искусства. Освоение режиссером форм художественного мышления, создание собственного образа мира.

Режиссерские образы мира в истории сценического искусства: Г. Крэг, В. Мейерхольд, Дж. Стреллер,

Ю. Любимов,

Г. Товстоногов.





Лекция.



1

























2

























1



Просмотры спектаклей



и творческие работы по ним (рецензии, эссе, рисунки, создание макетов).





8



4





1.3 Художник в театре.

Театрально-декорационное искусство: оформление сцены, обозначение места действия, создание костюмов персонажей, реквизита.

Сценография - выстраивание театрального пространства с учетом взаимодействия сцены и зрительного зала.

Понятие индивидуальной творческой манеры художника-сценографа. Творческий союз художника с режиссером в современном театре.

Творчество Д. Боровского,

В. Левенталя,

С. Бархина,

Т. Сельвинской.

Взаимодействие в современном театре приемов и методов разных видов искусства: живопись, свет, подлинные фактуры и вещи, новые аудио-, видео- и компьютерные технологии.







Лекция.





4





Экскурсии в музей театрального искусства, на выставку театральных художников.









6







Слайды, видеофрагменты.

2

Спектакль.(16 ч.)

2.1. Понятие «действие».

Действие фабулы или представленное действие: все, что происходит в рамках вымысла, и все, что делают персонажи пьесы.

Действие драматурга и режиссера через мизансцену (постановку).

Словесное действие персонажей, произносящих текст, посредством которого передается вымысел.



Лекция.



2



Творческие задания и этюды на освоение бессловесных и словесных действий.





4





2.2.Мизансцена - язык режиссера. Понятие «мизансцена».

Умение зрителя «прочитывать» спектакль. Через расположение персонажей на сцене (мизансцену) режиссер передает определенную мысль и вызывает у зрителя определенное чувство (эмоцию). Представление о развитии взаимоотношений персонажей через расположение их в пространстве сцены.

Сложность понятия метафоры в сценическом искусстве. Постижение сути какого-либо явления или события через сценическую метафору, сочиненную режиссером. Пространственные сценические метафоры, созданные постановщиком спектакля совместно с художником-сценографом.



Лекция.

3

Просмотр спектакля.



Обобщение зрительского опыта на материале просмотренных спектаклей.





4



3





3

Драматургия(20 ч.)

3.1.Структурные элементы пьесы.

Строение пьесы. Список действующих лиц. Ремарки.

Диалог в пьесе. Монологи. Реплики.

Особенности построения драматического сюжета. Понятие конфликта как действующей силы драмы.





Лекция.



4



Практическая работа с текстами разных драматургов



4







3.2. Сопоставление текста и спектакля. Понятие интерпретации.

Роль режиссера в интерпретации пьесы. Свободен ли режиссер современного театра в истолковании литературного текста? Выражение идей, заложенных в пьесе, переосмысление их, искажение замысла драматурга. Границы свободы интерпретации в режиссерском искусстве.

Изменение жанра пьесы, положенной в основу спектакля. Черты трагедии в комедийном тексте. Трактовка трагического сюжета как сатирического. Комические черты в характере драматических персонажей.



Лекция.

4

Просмотр спектакля.



Практическая работа по сопоставлению драматургических текстов (пьесы) и сценического материала (спектакля).



4



4





4

Жанры в театре. (32 ч.)



10



22







4.1.Основные драматургические жанры.

Комедия, трагедия, драма. История возникновения жанров в театре Древней Греции. Расширение жанрового диапазона в истории западноевропейско-го театра.

Знакомство с примерами текстов из разных жанров.

Трансформация жанра в современной театре. Трагикомедия, трагифарс. Разновидности комедий на современной сцене: лирическая, сатирическая, комедия абсурда.





Лекции о жанровом многообразии в драматургии.



6



Чтение и анализ драматических произведений с позиции жанра (по выбору педагога).



Просмотр спектаклей (трагедии и комедии).



Творческая работа по просмотренным спектаклям (написание отзыва о спектакле).







5











8







1







4.2. Жанровое решение спектакля.

Реализация жанра в конкретном спектакле. Режиссерское решение жанра спектакля и актерское исполнение.

Театральные штампы. Комическое и комикование. Трагическое и наигрыш. Псевдопсихологизм. Сознательное изменение режиссером жанровой природы пьесы при постановке спектакля.









Лекция.





4





Просмотр 2-х спектаклей с разной жанровой природой.

Анализ просмотренных спектаклей с позиции жанра.









8





5

Основы актёрского мастерства

5.1.Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность - важнейшие признаки сценического действия.

5.2.Законы зрительского восприятия. Мизансценирование Ракурс. Геометрия.

5.3.Наблюдатель

ность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте.

Особенности сценического воображения.

Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.







44



Беседа





















Лекция.







Лекция с демонстрацией упражнений педагогом.









8



2





















2







4









Освоение принципов сценического поведения. Повторение материала первого года обучения.

Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений (см. примеры в соответствующем разделе программы первого года обучения).



Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.

Этюды на умение оправдывать свое поведение. Этюды на изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств.



Постановка мини-спектакля.



36



10

























14





























12





6

Художественное чтение.(24 ч.)

6.1.Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование.

























6.2.Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.



6.3.Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции.





Лекция.





































Лекция.















Лекция.









7



3





































2















2





Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.



Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые.



Работа над композицией.

Работа над произведениями. Работа с ведущими школьных концертов.



4. Конкурс исполнителей стихов и прозы.



17



3





































3















3













2





3





















































3



7

Основы техники речи. (10ч.)

7.1.Дыхание. Голос. Дикция. Междометия, виды междометий, их функции. Знаки препинания. Понятие "диапазон", "регистр", "тональное выражение знаков препинания".

Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темп речи. Ритм речи. Логика речи.



7.2. Орфоэпия. Виды словарей.









Лекция.































Рассказ о функциональном значении словарей.

2



1































1





1. Упражнения на расширение диапазона дыхания.

2. Выполнение тренировочных упражнений на интонирование междометий, на плавность и медленность, слитность речи.











3. Образовательная работа со словарем.





8



3





4

























1





8

Сценическое движение.

8.1. Тренировка вестибулярного аппарата.



8.2.Знаковая система лица и тела.



8.3.Скульптурность тела в движении и статике. Основы хореографии















8.4.Контрольный диктант на заданный набор движений и действий.

34











Беседа







2



-







1



1











Упражнения в равновесии. Развитие координации движений.

-





Упражнения на формирование навыка правильной ходьбы и осанки, навыка знаковой внятности тела, выполнения движений отдельными частями тела. Движение под музыку.





Подготовка и исполнение этюда.

32



10













20





















2







Итого:



49



167







ВСЕГО ЧАСОВ:

216





Контроль ЗУН 2-го года обучения



3.

Актёрское мастерство

Декабрь

Этюд, миниатюра.

Май

Участие в спектакле

4.

Сценическое движение

Май

Контрольный диктант на заданный набор движений и действий.



Обучающиеся второго года обучения

должны знать:

- театральные термины ( Авансцена. Анонс. Бутафория. Декорация. Драматург. Жест. Импровизация. Комедия. Конфликт. Маска. Мизансцена. Музыка в театре. Пантомима. Перевоплощение. Пластичность. Режиссер. Реквизит. Ремарка. Сценография. Сценическое действие. Сюжет. Текст. Трагедия. Элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Художник в театре.)

- театральные профессии

- понятия «действие», «мизансцена», «метафора», «интерпретация» в сценическом искусстве.

- законы зрительского восприятия

- структурные элементы пьесы

- основные драматургические жанры

- элементы интонационной выразительности

- знаковую систему лица и тела

должны уметь:

- сопоставлять драматургический текст и сценический материал

- достигать состояния комфортности (состояние позволения + игривость)

- импровизировать на заданную тему

- управлять голосом, речью, мышечным напряжением

- составлять и выполнять этюды самостоятельно

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- выполнять одновременно несколько действий (сочетать пение или декламацию с движением)

- учитывать знаковую систему тела в общении с окружающими.







Учебно-тематический план 3 года обучения

п/п

Наименование разделов плана

Общее количество

часов

В том числе



теория

практика

1

По страницам истории театра.



40

14

26

1.1.Возникновение западноевропейского театра и его развитие от Античности до XX в.

12

4

8

1.2. Особенности развития русского театра.

20

8

12

1.3.Театр XX в.

8

2

6

2

Основы актёрского мастерства

36

10

26

3

Художественное чтение.

36

8

28

4

Основы техники речи.

24

4

20

5

Сценическое движение.

40

2

38



Итого:

216

64

152









Теорети-

ческая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Групп.

часы

Оборудование и

дидактические пособия

1

По страницам истории театра.

( 40 ч.)

1.1.Возникнове-ние западноевропейс-кого театра и его развитие от Античности до XX в. (12 ч.)

Страницы истории театра. Театр Древней Греции.

Мифы -

основа древнегреческой драматургии. Античные драматурги.

Герои античных трагедий - вечные образы мирового сценического искусства. Обращение драматургов последующих эпох к сюжетам античных пьес.























Лекция о возникновении театра.









Рассказ о творчестве античных поэтов-драматургов и их влиянии на развитие драматургии.













14



















1













3





















Чтение и анализ мифов об Эдипе, Антигоне.







Просмотр спектаклей, поставленных по античным сюжетам.







Творческая работа: создание макета кульминационной сцены заданного спектакля. (Работа по группам).





26

















2













4







2





















Сборник мифов

Древней Греции.











Выезд в театр.







Тексты пьес просмотренных спектаклей.



1.2.Особенности развития русского театра.(20 ч.)

Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи - первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.



Создание русского профессионального театра 30 августа 1756 г. Театр Федора Волкова. Крепостной театр XVII в.

Три гения русской сцены XIX в.: М. Щепкин, П. Мочалов, В. Каратыгин. А.Островский и другие драматурги. Малый театр.

Создание Московского художественного театра. Роль К. Станиславского и В. Немировича-Данченко в истории русского театра.

Камерный театр А. Таирова. Судьба В. Мейерхольда. Театральный роман: МХАТ и М. Булгаков.

Новые времена и новые театральные формы: от 50-х к 90-м гг. «Современник». Большой драматический театр, Театр на Таганке. Театры-студии.









Рассказ об обрядовой основе русского театра с видеодемонстрацией фрагментов о скоморохах и Петрушке.







Лекция.

















Лекция + слайд-шоу

8





1





























1

















2



















1

















1













2







Знакомство с народными играми и обрядами на практике.































































































Знакомство с современными театрами своего города.



Медиапрезентация театра, составление афиши.

12





2



































































































8







2







Медиатека.



































































































Выезд в театры







Компьютерный класс, медиатека.















1.3.Театр XX в.

(8 ч.)



Поиски новых форм в драматургии рубежа веков.

Психологический театр - изображение на сцене «жизни в формах самой жизни». Система К.Станиславского

Создание современной театральной системы к середине 20-х гг. XX в.

Театр отчуждения Б. Брехта: эпический показ жизни.

Возникновение театра абсурда (50-е гг.).



Ежи Гротовский и «бедный театр» (70-е гг.).



Активность и непредсказуемость развития мирового театра в последней четверти XX в. Сочетание авангардных форм с классическими приемами.









Лекция

3





1



































1























1







































































































Проведение круглого стола: обсуждение учениками проблем современного театра.



Блиц-спектакль. Создание и проигрывание спектакля на злободневную тему на основе сказки, поговорки, стихов и т.п.



5

































































1









4











2

Основы актёрского мастерства.(36 ч)



1. Проявление индивидуальности человека. Сценическая выразительность.



















2. Проявление характера персонажа в общении. Внешнее проявление характерности (зрительный образ).



3. Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.















Рассказ педагога с использованием видеоматериала.

















Рассказ и исполнение педагогом





10



6



























3



















1









1. Построение взаимодействий с партнером. Этюды с заданием (параметры общения); оборонительность и наступательность (инициативность), деловитость и претенциозность, сила и слабость, дружественность и враждебность и т. д.



2. Наблюдение за проявлением характера персонажа.

Изображение характера персонажа через особенности речи.









3. Характер и характерность. Этюды с применением знаний технологии действия для создания характерного образа. Представление установленного психологического рисунка роли. Практическое применение законов зрительного восприятия. Выполнение ролевых установок. Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.

Самостоятельное создание этюда на раскрытие характерного образа.









26



8



























6



















10

































2



3

Основы техники речи. (24 ч.)

Повторение материала изученного на первом и втором годах обучения.















Беседа по изученному материалу,

Ритмический анализ текста педагогом.











4























Выполнение тренировочных упражнений по повторяемым темам.



Образовательная работа со словарем.

Скороговорки и чистоговорки (построение сюжета по скороговорке).









14









2



4











4



Художественное чтение.(36 ч.)

3.1.Художествен-ное чтение как средство воздействия на слушателя

Чтец и актер. К. С. Станиславский об искусстве художественной речи.

Строй исполнения - характерный.

Влияние музыки на исполнение.



3.2.Монолог. Виды монологов. Особенности работы над монологом.

Серьезность исполнения юмористического рассказа-монолога. Театрализация как допустимая необходимость при их исполнении.





3.3. Конферанс.

Повторение изученного материала.



















Лекция.































Лекция.

































Беседа по изученному материалу







8

4































3

































1







Выбор произведения для художественного чтения. Идейно-тематический разбор произведения. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью

Образ исполнителя. Соответствие внешнего облика исполнителя и сверхзадачи образа идее автора. Мелодекламация.





Упражнения в декламации сатирических и юмористических рассказов-монологов.























Работа с ведущими концертов.



Просмотр видеозаписей концертов для практического знакомства с видами конферанса и выступлениями артистов разговорного жанра.



Работа с исполнителями над произведениями.



Конкурс чтецов.







28

2































4







































2





















2



5

Сценическое движение.(40 ч.)

5.1. Стилистика движений, манеры и этикет в различные исторические эпохи.



5.2. Организация движения во времени и пространстве.





5.3. Основы пантомимы.









Беседа.













Лекция.















1













1











-





Отработка этикетных движений. Подготовка сцены из исторической пьесы.







Пластические импровизации, этюды, диктанты по бессловесным элементам действия.



Отработка стилизованных движений классической пантомимы.



Создание номера.





8













16











12









2



6.

Постановочная деятельность.

(40 ч.)

6.1. Новогодний спектакль (20 ч.)







6.2.Итоговый спектакль по окончанию курса.(20 ч.)





-







Изучение новогоднего сценария, пробы и распределение ролей, репетиции.



Изучение сценария, пробы и распределение ролей, репетиции.









20











20



Итого:



64



152





ВСЕГО ЧАСОВ:

216











Содержание изучаемого курса



Контроль ЗУН 3-го года обучения



Актёрское мастерство



Декабрь

Самостоятельное создание этюда на раскрытие характерного образа.

Участие в Новогоднем спектакле.



3.

Художественное чтение и техника речи

Март

Конкурс исполнителей стихов и прозы.



4.

Сценическое движение

Май

Создание номера

5.

Все практические навыки

Май

Участие в итоговом спектакле





третьего года обучения

должны знать:

- историю возникновения театра и основные этапы его развития

- театральную терминологию (Аллегория в сценическом представлении. Аншлаг. Басня. Жанр. Завязка. Инсценировка. Комедия. Комическое. Конфликт. Кульминация. Подтекст. Ракурс. Развязка. Сатира. Сатирическая условность Финал. Характер. Характерность. Эксцентрика. Юмор.)

- способы и средства воздействия на зрителя и слушателя

- психотехники актёра



должны уметь:

- рецензировать просмотренный спектакль

- составлять небольшой конферанс

- художественно исполнять текст любого рода литературы

- создавать заданный и самостоятельный образ

- создавать миниатюры на заданную тему



способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- управлять своими эмоциями

- чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации

- принимать и реализовывать нестандартные решения

- выстраивать собственный имидж



Методическое обеспечение программы

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форма занятий преимущественно групповая, но отдельные темы требуют индивидуальной работы с обучающимися, поэтому целесообразно проводить занятия в микрогруппах в зависимости от сходности проблем (в содержании учебных тем это указано).

В теоретической части ребята получают необходимую информацию о теме и предмете знания в компактной форме. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Методы и формы работы с обучающимися указаны в содержательной части программы.

Построение программы по крупным блокам тем даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Базовым может быть любой раздел программы по выбору педагога.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование ученика на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем, критиком, рецензентом.

В результате работы по данной программе у детей развивается устойчивый интерес к разнообразным явлениям театрального искусства, формируется углублённое представление о театре как виде искусства. Полученные знания дети могут применять в сфере собственной интеллектуально-художественной деятельности. Приобретённые навыки общения помогут ребятам комфортно чувствовать себя в разных социальных группах.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может проходить в различных формах: конкурсы чтецов, презентации, написание творческих работ, постановка собственного номера, участие в итоговом спектакле.



Условия реализации программы.

1.Организационные:

- наличие кабинета для занятий;

- наличие сцены;

- компьютерный класс (или медиатека);

- автобус для организованного выезда учащихся на экскурсии и спектакли (желательно)

2.Дидактические:

- бланки тестов;

- карточки с заданиями;

- аудио- и видеоматериалы (список дан в приложении);

- тексты художественных произведений (по выбору педагога);

- анатомические таблицы;

- памятки (анализ ХП, как писать отзыв и т.п.)

-сборники скороговорок, чистоговорок.

3.УМК:

- магнитофон;

-фотоаппарат или видеокамера;

- компьютер;

- принтер;

- канцтовары:

  • бумага писчая - 2пачки

  • бумага цветная и картон - по 10 пачек

  • ватман - 15 штук

  • фломастеры и карандаши - 24цвета по3 пачки

  • маркеры - 10 штук

  • краски - 5 наборов

  • простые карандаши, ручки, ластики, альбомы - по количеству детей

  • СD-R -диски - 20 штук.

- ткани для костюмов и материал для декораций.

Результативность

Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса:

1-й показатель - участие и результативность детей и педагогов в конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках. Фиксация результатов: дипломы, сертификаты, грамоты и т.п.

2-й показатель - наличие программно-методических материалов педагога.

3-й показатель - приобретение детьми умений, навыков и знаний, предусмотренных образовательной программой, осваиваемой ребёнком.

Формы и методы выявления результата:

- сочинения, отзывы;

- конкурсы;

- открытое занятие;

- праздник;

- анкетирование, опрос, беседа;

- самооценка учащихся.

Ф. и м. фиксации результата:



Журналы и оценки, отзывы детей и родителей, видеозапись и фото, грамоты, дипломы, сертификаты, методические разработки, анкетирование.

Ф. и м. предъявления результата:

- сочинения, отзывы;

- концерты;

- открытое занятие;

- видеозапись и фото;

- защита творческих работ;

- анализ выполнения программ;

- портфолио.



Список литературы для учащихся

1.Развитие творческой активности школьников. / Под редакцией А.М.Матюшкина.- Москва, 1991.

2.Дж.Родари. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. /Перевод с итальянского.- Москва, 1990.

3.Мокульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. - М., 1955

4. Пави П. Словарь театра. - М., 1991.

5.Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995





Список литературы для педагогов.

А г а м о в а Н.С., С л е п ц о в а И.С., М о р о з о в а И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар: Сборник игр и развлечений по традиционной народной культуре. - М.,1995

А с е е в Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. - М., 1997.

Б р у к П. Пустое пространство. - М.,1976.

Г а е в с к и й В. Флейта Гамлета: Образы современного театра.- М.,1990.

Г а л е н д е е в В.Н. Метод физических действий К.Станиславского и глубинное порождение речи. Теория и практика сценической речи. Вып.2. - СПб.,1992.

Г и п п и у с С.В. Гимнастика чувств. - М.; Л.,1967

Г о л у б о в с к и й Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. - М.,1990

Г о л у б о в с к и й Б.Г. Пластика в искусстве актёра. - М.,1986

Е р ш о в П.М. Технология актёрского искусства. - М., 1992

Е р ш о в а А.П., Б у к а т о в В.М. Актёрская грамота - подросткам // Программа и методические рекомендации для 4-летнего обучения в школе искусств. - М.,1994

И в а н о в И.С. 250 гимнастических упражнений. Индивидуальная гимнастика актёра. - М., 1951

К н е б е л ь М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.,1982

К о х И.Э. Основы сценического движения.- М.,1976.

М е й е р х о л ь д В.Е. Статьи. Письма. Речи. Беседы. - М.,1968

М и х а й л о в а А.А. Образ спектакля. - М.,1975

М и х а й л о в а А.А. Сценография: Теория и опыт (очерки).- М.,1990

Н е м и р о в и ч-Д а н ч е н к о В.И. О творчестве актёра. - М.,1984

С к у р а т Г.Г. Детский психологический театр.- СПб, 2007

С т а н и с л а в с к и й К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).

С т а н и с л а в с к и й К.С. Собр. соч. в 8 т. - М.,1954. - Т.2 работа актёра над собой.













































34



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал