7


  • Учителю
  • Краеведческие чтения Исторические прототипы в романе С.Ф.РыскинаКупленный митрополит или Рогожские миллионы

Краеведческие чтения Исторические прототипы в романе С.Ф.РыскинаКупленный митрополит или Рогожские миллионы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ХХVI областные краеведческие чтения обучающихся Ивановской области









Исторические прототипы героев романа

С.Ф.Рыскина «Купленный митрополит или рогожские миллионы»

Грешнева Евгения Александровна

Учащаяся 11 класса

МБОУ Писцовской СОШ №4

Комсомольского района

Ивановской области





Научный руководитель:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

Писцовской СОШ №4

Дементьева Марина Владимировна,

155130, Ивановская область,

Комсомольский район, с. Писцово,

Советская площадь, д. 4 а

Тел.: 8-(4935) 22-82-37

М.Т.:8- 920-358-74-78

e-mail: PMarisabel@mail.ru

Оглавление Стр.

  1. Введение ………………………………………………………………. ………2-4

  2. Глава 1. Сергей Федорович Рыскин.

Краткая биографическая справка……………………………………………..4-5

  1. Глава 2. Из истории романа………………………………………………… 5-7

  2. Глава 3. Исторические прототипы………………………………………….7-8

  3. Глава 4 .Загадка романа……………………………………………………...8-9

  4. Заключение…………………………………………………...........................9-10

  5. Список использованной литературы………………………………………...10

  6. Приложение 1.…………………………………………………………....11-16

  7. Приложение 2 ………………………………………………………………17-19





Введение

Знать свою историю необходимо. Только человек знающий может реально стоять на ногах в настоящем и смело смотреть в будущее. Жителям Комсомольского района хорошо известен писцовский поэт Сергей Федорович Рыскин, автор знаменитой песни "Живет моя отрада..." , которая, между прочим, называется иначе - "Удалец". Но, к сожалению, у большинства на этом знания о нашем соотечественнике заканчиваются. Мы решили начать с себя и ликвидировать этот пробел. Изучив биографию С.Ф.Рыскина, мы узнали, что он писал не только стихотворения, но и романы.

Однако оказалось, что в доступе есть только роман «Купленный митрополит или рогожские миллионы», поэтому мы взялись за его изучение. Трудности возникли сразу. Во -первых, два тома на дореволюционном русском языке, на котором и написан роман, сложен для понимания современного школьника. Во-вторых, исследовательского или научного материала по этой теме практически нет. Отдельными вопросами, связанными с творчеством С.Ф. Рыскина, занимались Сердюк В.Е.1, Таганов Л.Н.2, Богданов Л.С. 3, Точёный О. 4 а также местные краеведы: Майорова В.И.5 и др. Однако анализом его прозаических произведений не занимался практически никто. Данное обстоятельство добавило нам энтузиазма

Прочитав роман «Купленный митрополит или рогожские миллионы», мы предположили, что в основе романа лежит реальный исторический факт, а у его героев есть исторические прототипы.

В русской классической литературе у многих героев есть свои реальные прототипы: у Евгения Онегина - Павел Александрович Катенин, у Татьяны Лариной -Авдотья (Дуня) Норова, прототип Чацкого - Якушин. Читая роман «Купленный митрополит или рогожские миллионы», мы предположили, что С.Ф. Рыскин также использовал этот прием в своем произведении.

Тема данной работы: исторические прототипы героев романа С.Ф.Рыскина "Купленный митрополит или рогожские миллионы"

Цель исследовательской работы: доказать, что в основе романа С.Ф.Рыскина «Купленный митрополит или рогожские миллионы» лежит реальный исторический факт, а у героев романа есть реальные исторические прототипы.

Задачи данной работы:

1) Прочитать роман, сравнить события, описываемые в романе, с реально происходящими: дать краткую характеристику основным событиям

3) Проанализировать сведения, относящиеся к главным персонажам, сравнить персонажей с реально существующими историческими деятелями

Методы исследования: опрос школьников о том, какие произведении С.Ф. Рыскина они знают, исторический метод ( сопоставление эпох и событий), анализ текста, сравнение исторического и литературного героя, изучение и обобщение материала, абстрагирование

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Структура работы: работа состоит из введения, биографической справки, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, чтобы дать дальнейший толчок к изучению наследия С.Ф.Рыскины в целом. Практическая значимость представляется в расширении общественного понимания творчества С.Ф.Рыскина не как автора одного произведения, а как многогранно одаренной личности, черпающей свои силы в исторической действительности.

Глава 1. Сергей Федорович Рыскин.

Краткая биографическая справка

Сергей Фёдорович Рыскин родился 2 октября 1860 года в селе Писцово, в семье почётного гражданина Плесской 3-й гильдии купца Фёдора Васильевича Рыскина - совладельца довольно крупной ситценабивной фабрики. В десять лет Сергей Рыскин был отдан во Владимирскую гимназию,. С переездом семьи в Шую, Сергея перевели в местную гимназию. Однако проучился он недолго, вышел до окончания курса: причиной было нервное расстройство из-за внезапной смерти отца. Семья возвращается в Иваново. После выздоровления, не имея возможности продолжить образование в гимназии, Рыскин в 1879 году поступил в Ковровское железнодорожное училище. В это время он уже слывет среди знакомых как стихотворец. Учился он в училище три года. Получил направление машинистом на Нижегородскую железную дорогу. Однако верх взяло давнее увлечение литературой, начавшееся в гимназии и особенно усилившееся в годы болезни. Сергей много читал, пробовал писать стихи, испытывая сильное влияние устного народного творчества, подражал Кольцову, Никитину, Некрасову.

Рыскину не было и 18 лет, когда он испытал первый успех. Жил он тогда в Иванове. С.Ф. Рыскин активно сотрудничает с рядом столичных изданий, затем и вовсе переезжает в Москву. Здесь он работает сначала в «Московском листке», а затем в «Русском листке».

Основной темой его прозаичных произведений, как он сам писал, было «разоблачение темной деятельности современного раскола» (романы «Андрей Шутов», «Лжеархиерей», «Купленный митрополит»). Несколько романов из жизни старообрядцев («Раскольничьи мощи», «Чурбановские миллионы», «Греховодники») Рыскин опубликовал в 1894-95 в «Петербургском листке». Печатался Рыскин также в юмористических журналах «Заноза», «Будильник», «Гусляр», «Развлечение». Не имея долгое время своего угла в Москве, Рыскин почти все свои произведения написал на Кузнецком мосту, в полуподвале знаменитой кондитерской Бартельса - ресторане «Византия». Обременённый семьёй и вечно материально нуждающийся, он много работает. Измученный каждодневной журналистской работой, Рыскин заболел чахоткой. Поездка на юг не дала результата. Вернулся в Кусково под Москвой, где жила семья, почувствовал себя еще хуже, был перевезен в Москву, где и умер 10 августа 1895 года. Сергей Фёдорович несколько месяцев недожил до своего 36-летия. Похоронен он на кладбище одного из древнейших в Москве Спасо-Андроникова монастыря6.

Глава 2. Из истории романа

В 1893 году выходит роман С.Ф.Рыскина «Купленный митрополит или рогожские миллионы» в типографии Вильде в Москве.Создание романа датировано 1893 годом, а действия, разворачивающиеся в романе, относятся к 1831-1846

Анализируя события, мы натолкнулись на «КРАТКУЮ ИСТОРИЮ ОБ ОСНОВАНИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СВЯТИТЕЛЬСКОГО ПРЕСТОЛА, состоящаго в Австрии,Львовской губернии Черновецкаго цыркула, в Буковине, близ местечка Сырета, в селе Белой Кринице, в монастыре в 1846 году"7,которую написал Инок Корнилий (Белокриницкой митрополии убогий старец Корнилий. Генваря дня 1881 года.)

Внимательно сверяя даты и героев, мы предположили, что С.Ф. Рыскин мог пользоваться этим трудом как первоисточником.

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что в основе романа лежит реальный исторический факт - Раскол русской церкви.

Из истории раскола8:

«В 1666 г. Московский Собор русских и греческих иерархов проклял старые церковные обряды и верных им христиан. Тогда ни один из епископов не посмел открыто выступить на стороне староверов. Старообрядческая Церковь временно лишилась архиерейского управления»9.

С самого начала раскола в Русской Православной Церкви старообрядцы не оставляли мысль "залучить" к себе архиерея. Вопрос о необходимости восстановления в старообрядческой Церкви трехчинной иерархии обсуждался в Москве, Петербурге, Стародубье, на Керженце, Ветке, Иргизе и других центрах староверия. Было решено послать на Восток на поиски архиерея доверенных лиц - иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова (он же Зверев)).

Экспедиция старообрядческих делегатов увенчалась успехом: в Константинополе они познакомились с бывшим босно-сараевским митрополитом Амвросием (Поповичем). Он согласился присоединиться к древлеправославию и переехал на территорию Австрии в монастырь, расположенный близ местечка Белая Криница.

Глава 3. Исторические прототипы

Внимательно вчитываясь в текст романа, мы уделяли особенное внимание описанию главных персонажей. И чем больше мы анализировали текст, тем сильнее убеждались в том, герои романа имеют своих исторических прототипов.

Афоний Козьмич Кочуев

В романе: «родился в городе Гобатове Нижегородской губернии, - и отец, и мать его были православные. В детские свои годы он объявил себе «преизрядное разумение во всяком книжном научении», а в юности, сопровождавшейся, так сказать, «запойным» чтением всяких книг, какие только в руки попадали…10

В жизни: знаменитый деятель старообрядчества (предложивший в 1832 г. учредить архиерейскую кафедру за пределами империи, что и осуществилось в 1846 г. в Белой Кринице)…(см. приложение №2)

инок Павел Великодворский

В романе: «Волостной писарь смежной с городом Валдаем Зимогорской ямской слободы, происходивший из крестьянской семьи, которая держалась раскола в четвертом или пятом поколении своего рода»11.

В жизни: Èнок Павел (в миру Пётр Васильевич Великодворский) - инок Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, прищемляющих Белокриницкую иерархию), духовный писатель. Сыграл видную роль в восстановлении старообрядческой Белокриницокой иерархи (см. Приложение 2).

Другие примеры, полученные в ходе изучения и анализы, были сведены в таблицу и приведены в приложении 1.

Сопоставляя героев произведения и их реальных прототипов, мы наткнулись на значительные несоответствия официальной исторической трактовке личности и его изображения С.Ф.Рыскиным. В официальной версии даны более идеализированные, чуждые человеческим пороком и слабостям, личности. В произведении же С.Ф.Рыскина персонажи наделены колоритными человеческими чертами, далекими от схоластического изображения святых и праведников.

Глава 4 .Загадка романа

В произведении мы насчитали более 120 действующих лиц. Тем не менее, несмотря на скудность информации, мы смогли найти исторические прототипы практически всех действующих лиц. Однако в романе также есть персонаж, реального прототипа которого мы не нашли, - Наташа.

В романе: «Редкая и поразительная красота этой девушки, высокой, стройной, со смуглым лицом, с черными, как вороново крыло волосами, с глазами, … -сердце, которое до сей поры не знало никаких увлечений и любило только одну "старину стародавнюю"»12

Наверное, это связано с тем, что это все-таки не документальный или исторический труд, а художественный, и доля фантазии должна быть. Хотя Наталья может быть собирательным образом русской девушки, попавшей в беду. К тому же в ее истории прослеживаются реальные истории, связанные с похищениями русских девушек евреями для дальнейшей перепродажи в турецкие гаремы, что было нормой для начала 19 века

Заключение

Мы смогли доказать, что в основе романа лежит - реальный исторический факт, а герои имеют реальные исторические прототипы. Но не нужно забывать, что роман С.Ф.Рыскина - это художественное произведение высокого качества, в котором присутствуют превосходное владение сказовой формой, органическое сочетание документального и художественного начал, запоминающаяся психологическая деталь, фельетонное остроумие и вместе с тем добрый юмор. Создавая это произведение, он пошел по пути Вальтера Скотта, В. Гюго, т.е тех людей, кто рассказывал об истории простым, доступным языком, включая любовные и приключенческие сюжетные линии. При этом С.Ф. Рыскин употреблял малоиспользуемые в те времена речевые характеристики персонажей, бытоописание, реалистические тенденции в повествовании.

Список используемой литературы:

1)Данные первоисточника

Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1.Часть2./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.-216 с.

2) Список используемой литературы:

  1. Майорова В. Самородок земли Писцовской //Заря. - 2009. - 13 мая.

  2. Сердюк В.Е. "Антология рассказа" Том I. Иваново. Изд-во "Талка". 2004год.

  3. Смирнов А. В. С.Ф. Рыскин // Старый владимирец. 1915. No 172;

  4. Точёный О. "Живет моя отрада..." //Лит. Россия. 1980. 22 фев.

  5. Таганов Л. Родники русской культуры //Рабочий край. - 2010. - 22 апреля. /о подаренных мною сборниках С.Ф. Рыскина в музей ИвГУ/.

3)Интернет-ресурсы

enc-dic.com/brokgause/Beglopopovschina-30920.html

klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=905

https://ru.wikipedia.org/wiki/









































Приложение 1Афоний Козьмич Кочуев



«родился в городе Гобатове Нижегородской губернии, - и отец, и мать его были православные. В детские свои годы он объявил себе «преизрядное разумение во всяком книжном научении», а в юности, сопровождавшейся, так сказать, «запойным» чтением всяких книг, какие только в руки попадали…13



знаменитый деятель старообрядчества (предложивший в 1832 г. учредить архиерейскую кафедру за пределами империи, что и осуществилось в 1846 г. в Белой Кринице)…(см. приложение 2)



инок Павел Великодворский



«Волостной писарь смежной с городом Валдаем Зимогорской ямской слободы, происходивший из крестьянской семьи, которая держалась раскола в четвертом или пятом поколении своего рода»14.

Èнок Павел (в миру Пётр Васильевич Великодворский) - инок Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, прищемляющих Белокриницкую иерархию), духовный писатель. Сыграл видную роль в восстановлении старообрядческой Белокриницокой иерархи.



Силуанъ



«Настоятель Верхне - Успенского Иргизского скита. Хвалынский мещанин, раскольник по рождению достаточно по раскольничьи книжный и ученый, он никогда не задавался никакими вопросами, кроме тех, которые касались "спокойственного жития со всяким удовольствием, начиная с сытной "трапезы утешения" до хорошей бани,»15.



Силуан Афонский (в миру - Семён Иванович Антонов) - монах Константинопольского Патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне. Почитается в Православной Церкви как святойв лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю) (см. приложение 2)



Алимпий

Милорадов



странствующий раскольничий инок



Алимпий (в миру Афанасий Зверев, также был известен как Милорадов или Милорадович) -старообрядческий инок. Причислен к лику местночтимых Святых Русской Православной старообрядческой Церкви. Вместе с иноком Павлом (Великодворским) участвовал в поиске и приглашении архиерея для создания старообрядческой иерархии (см. приложение 2).

Громов Сергей Григорьевич



«Питерский «гильдеец »- непроницаемо сдержанный человек. Этот высокий осанистый старик, с лысиной во всю глову, с седой бородой чуть не до пояса, с живыми, но всегда немного прищуренными карими глазами…Кремень старик!»16



Главными фигурами поповской общины Петербурга были купцы-миллионеры Сергей и Федул Громовы. Им принадлежали огромные торговые склады близ Смольного. Официальным главой петербургских поповцев считался староста королёвской моленной Сергей Громов, но фактическим лидером общины был младший брат, Федул, меценат и коллекционер. (см. Приложение 2)



Рахманов Федор Андреевич



купец-раскольник, один из управляющих в то время делами пресловутого Рогожского клабища



старообрядец, московский 1-й гильдии купец, почетный гражданин (1854), занимался оптовой торговлей хлебом, попечитель Рогожского кладбища (см. приложение 2)



Павел Коломенский



"единственный архиерей-раскольникъ, кончил свою жизнь заточникомъ Палеостровского монастыря, на берегахъ неприветного Онежского озера..."17



По некоторым историческим данным известно, что епископ Павел постоянно проживал в городе Коломне. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский Кружок ревнителей благочестия вместе с протопопом Аввакумом Петровым, архимандритом Никоном (Мининым), епископом Рязанским Иларионом и прочими (см. приложение 2)

Епифаний Реуцкий



"отъ рода жидовска и обливаниемъ крещенъ", который рассказывалъ, что архиерейскую хиротонию онъ получил отъ ясскаго митрополита Георгия18



в Киеве постригся вмонахи, был посвящен в иеромонахи и, по некоторым сказаниям, одно время был даже игуменом Козелецкого-Георгиевского монастыря, посредством подложных документов и при помощи немалых подарков он успел склонить митрополита ясского Георгия к совершению над ним епископского поставления (см. приложение 2)



"Отец" Геронтий



"...этот раскольничий монахъ былъ хорошо известенъ "ревнительнымъ о старой вере милостивцамъ" не только въ Петербурге и въ Москве, где жили, какъ и живут до сихъ поръ, главнейшие богачи раскольники..."19



родился в старообрядческой крестьянской семье, в селе Ермолове Московской губернии. Герасим рано выучился читать, излюбленным его чтением были духовные книги. В 19 лет он ушел в Серковский монастырь в Бессарабской губернии (ныне в Молдавии)… Через три года по вступлении в обитель он был пострижен и наречен Геронтием...(см. приложение 2)









































Приложение №2

Иноки Алимпий, Геронтий и Павел - ВЕЛИКИЕ ПОДВИЖНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, МНОГО ПОТРУДИВШИЕСЯ В ПОИСКАХ БЛАГОЧЕСТИВОГО ЕПИСКОПА.

После мученической кончины в 1656 году епископа Павла Коломенского в Русской Церкви не осталось иерархов, готовых открыто принять сторону староверов. Во второй половине XVII века русские епископы так были напуганы жестокостью патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, что ни один из них не посмел остаться со старообрядцами. Даже те епископы, что сочувствовали защитникам святоотеческой старины, предпочитали не обнаруживать свое сочувствие. В XVIII веке большинство российских епископских кафедр заняли нерусские архиереи (украинцы или белорусы), враждебно относившиеся к своей пастве и ненавидевшие старообрядчество. Наши благочестивые предки поняли, что невозможно уговорить этих надменных иерархов оставить свои заблуждения и присоединиться к Святой Церкви. В XVIII веке прошел слух, что где-то в глубинах Азии расположены загадочные страны - Беловодье и Опоньское царство (Япония). Якобы в этих странах живут христиане, сохранившие старые церковные обряды, у них есть свои цари и православные патриархи. Многие староверы искали Беловодье и Опоньское царство, некоторые якобы находили их. Иногда на Русь приходили письма из этих неведомых земель. Иногда появлялись самозванцы (священники или епископы), получившие «священные саны» от епископов Беловодья и Опоньского царства. Но в XIX веке, когда на географических картах почти не осталось белых пятен, только очень простые и невежественные люди могли верить в сказки о далеких и загадочных царствах, где живут старообрядцы со своими царями и патриархами. Святая Церковь незамедлительно нуждалась в епископе, ведь преследования правительства царя Николая I могли совершенно уничтожить старообрядческое священство. Церкви необходим был благочестивый архиерей, который рукоположил бы новых епископов и отворил для христиан вечный и незамутненный источник священства. На поиски такого пастыря отправились иноки Павел, Геронтий и Алимпий. Лития на могиле иноков Павла и Алимпия в селе Белая Криница.Лития на могиле иноков Павла и Алимпия в селе Белая Криница. Инок Павел Белокриницкий. Портрет середины XIX в., с. Белая Криница Инок Павел Белокриницкий. Портрет середины XIX в., с. Белая Криница Иосиф Самсонович Гончаров, покровитель иноков Павла и Алимпия при путешествии их в Константинополь в 1845 году.

Иосиф Самсонович Гончаров, покровитель иноков Павла и Алимпия при путешествии их в Константинополь в 1845 году.20

Афоний Козьмич Кочуев

Меньшой, по имени Авфоний, назначался отцом к тому же занятию.[348] Грамоте он учился дома, в Горбатове, а потом жил при старшем брате Корниле, в Астрахани, в тамошнем уездном училище. Будучи лет четырнадцати, он в 1818 году уже закупал рыбу в Черном-Яру для отправки в верховые губернии, а в 1819 году удачно торговал в Казани, затем принялся было за тюлений промысел, но ненадолго. Достигнув шестнадцати лет от рождения, Авфоний Кочуев избрал иное поприще для своей деятельности. Видя, что брат Корнил, уже пятидесятилетний, при всей честности и умении вести торговые дела, по временам оставался с семьей без куска хлеба, энергический и впечатлительный юноша бросил торговлю, как занятие неверное и не обеспечивающее, решась составить себе известность и нажить богатство иным путем - путем сектаторства.

Еще живя на Низу, Авфоний Кочуев сблизился с раскольниками поповщинской секты и, под руководством их, с ранней юности изучал старинные книги. Одаренный редкими способностями, на лету схватывал он познания и в шестнадцать лет был таким начетчиком, что старообрядцы только дивились. Между тем родители его, православные только по имени, с устройством в селе Павлове[349] единоверческой церкви, перешли в единоверие. Авфоний, поступив в поповщину, уговаривал и родителей последовать его примеру, но они пока не соглашались. Затем, начитавшись книг аскетического содержания, он объявил отцу с матерью о намерении оставить мир и посвятить себя отшельнической жизни. Они не соглашались, видя в младшем сыне единственную опору своей старости. Произошла семейная ссора, и Авфоний, оправдывая свой поступок житиями разных святых, без паспорта бежал из Горбатова. Это было в начале 1822 года21.





1 Сердюк В.Е."Антология рассказа" Том I. Иваново. Издательство "Талка". 2004год.

2 Таганов Л. Родники русской культуры //Рабочий край. - 2010. - 22 апреля. /о подаренных мною сборниках С.Ф. Рыскина в музей ИвГУ/.

3 Богданов Л.С. Поэт-песенник // Призыв. 1945. 22 авг.

4 Точёный О. "Живет моя отрада..." //Лит. Россия. 1980. 22 фев.

5 Майорова В. Самородок земли Писцовской //Заря. - 2009. - 13 мая.

6 Писатели земли ивановской: Библиогр. справочник. Ярославль, 1988.

7 www.semeyskie.ru/history_ioossp.html

8 По материалам журнала «Истина и жизнь» 6/2006 www.istina.religare.ru/material289.html )

9 sobory.ru/article/?object=04205

10 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.34 с.

11 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009. 47 с.

12 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1.1./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.- 56

13 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.34 с.

14 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009. 47 с.

15 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1.Часть2./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.-89 с.

16 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1.Часть2./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.-54 с.

17 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман..Часть2./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.-210

18 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1. /Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.-96с

19 Купленный митрополит или Рогожские миллионы.: Роман.Часть1.1./Репринтное издание/. - Фурманов.: "Издательский Дом Николаевых", 2009.- 143

20 klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=905

21</<sup> www.e-reading.club/chapter.php/144285/12/Mel'nikov-Pecherskiii_-_Ocherki_popovshchiny.html

19



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал